Курсовая работа: Влияние порядка рождения на личностные особенности

На первый взгляд, довольно странное явление. Казалось бы, у них те же самые родители, одно и то же воспитание, и растут сиблинги (Сиблинги, или сибсы (англ. sibs, siblings - брат или сестра) - генетический термин, обозначающий потомков одних родителей. Родные братья и сестры, но не близнецы. У животных - потомки одних и тех же родителей от разных пометов) в одних и тех же условиях.

Дата добавления на сайт: 27 августа 2024


Скачать работу 'Влияние порядка рождения на личностные особенности':


Курсовая работа по психологии
«Влияние порядка рождения на личностные особенности»
Введение
Актуальность исследования.
На первый взгляд, довольно странное явление. Казалось бы, у них те же самые родители, одно и то же воспитание, и растут сиблинги (Сиблинги, или сибсы (англ. sibs, siblings - брат или сестра) - генетический термин, обозначающий потомков одних родителей. Родные братья и сестры, но не близнецы. У животных - потомки одних и тех же родителей от разных пометов) в одних и тех же условиях. Но почему-то один ребенок вырастает, к примеру, гиперответственным достиженцем, другой беззаботным манипулятором, а третий - творческим интравертом. Возникает резонный вопрос - почему так происходит? С чем связаны подобные различия?
Вместе с тем замечено, что в зависимости от порядка рождения в семье у людей из разных семей формируются аналогичные черты характера. Так, у выросших старшими, средними, младшими или единственными детьми разных родителей можно наблюдать сходные особенности личности.
Первым задумался над этой проблемой и исследовал ее Альфред Адлер, австрийский психиатр и психолог, основатель школы индивидуальной психологии и один из основоположников современной психотерапии. Считается, что важнейшим вкладом в психологию, сделанным им, является постулирование связи между порядком рождения и развитием личности. Адлер предположил, что положение ребенка в семье вносит специфические проблемы, каждая из которых разрешается в разных семьях по существу похожим способом. Таким образом, связанный с порядком рождения опыт имеет следствием развитие личности, типичной для каждого положения, занимаемого ребенком в последовательности рождений в семье.
Цели и задачи исследования
Исходя из вышеизложенного основной целью данной работы является выявление наличия (или отсутствия) взаимосвязи, между порядком рождения и уровнем таких состояний как тревожность и агрессивность.
Исходя из общей цели исследования, основными задачами стали:
. Анализ истории исследований, посвященных вопросу порядка рождения.
Изучение литературы посвященной изучению влияния порядка рождения на личностные и интеллектуальные особенности.
. Выявление влияния семейного фактора - сиблинговой позиции ребенка, на формирование личностных качеств (тревожности и агрессивности) .
Объект: Влияние порядка рождения на личностные особенности
Предмет: Взаимосвязь между порядком рождения и тревожностью и агрессивностью
Гипотеза : «У молодых людей (первенцев)в семье, уровень тревожности и агрессивности выше, чем у , их братьев и (или) сестер которые были рождены позднее»
Выборка: Молодые люди в возрасте от 15-20лет, поделены на 2 группы
Экспериментальная база
Методы: В работе использованы следующие методы:
Теоретический анализ литературы по проблеме.
Наблюдение
Для реализации поставленных задач в курсовой работе использован комплекс дополняющих друг друга методик. Выбор методов исследования определялся не только перечисленными целями и задачами, но и возможностями их адаптивного применения в выявлении предполагаемых личностных особенностей . Предпочтение было отдано взаимодополняющим самооценочным методикам, которые содержательно наиболее близки поставленным в исследовании задачам, методы математической статистики.
Методики:
1.Шкала реактивной и личностной тревожности Спилбергера
2. Диагностика состояния агрессии (опросник Басса-Дарки)
Практическая значимость работы.
Результаты исследования представляют интерес для практических психологов, занимающихся психологическим консультированием, психокоррекцией и психопрофилактикой, а также для школьных психологов,
Глава 1. Теоретические основы влияния порядка рождения
.1 Первые исследования порядка рождения
Одним из первых исследователей, который обратил внимание на то, что порядок рождения является значимой характеристикой, был Ф. Гальтон. Еще в 1874 г. в работе «Люди английской науки. Их природа и воспитание» он отметил, что первенцы отличаются от других детей в семье - они чаще оказываются выдающимися личностями. Он показал это на примере членов Британского Королевского научного общества - выяснил, что среди них непропорционально велико количество первенцев (99 из 180).
Вслед за Гальтоном аналогичные исследования провели и другие авторы. Одно из них - работа Альберта Йодера в 1894 г. . Он изучил группу из 50 выдающихся личностей и пришел к выводу, что первенцы имеют преимущество перед другими детьми. Но анализируемая им выборка была слишком мала для того, чтобы считать этот вывод надежным.
Автор другого исследования - Эллис . Он в 1904 г. проанализировал биографии 1030 человек, упоминавшихся в 60 томах Английского биографического словаря. В 309 случаях он смог выяснить порядок рождений этих личностей и пришел к выводу, что первенцы достигают больших успехов и чаще становятся выдающимися личностями.
В обзоре С.Шахтера приводятся и другие примеры подобных исследований . Шахтер отмечает, что во всех этих работах получено заметное преимущество первенцев. Например, в работе Cattell и Brimhall «American Men of Science», проведенной в 1921 г., собраны данные о 855 знаменитых ученых - о порядке их рождения и количестве сиблингов. Результаты представлены в таблице 1.
тревожность агрессия семья рождение
Таблица 1. Порядок рождения и количество сиблингов 855 знаменитых ученых
Размер семьи
Порядок рождения 1 2 3 4 5 6 7 8+ Всего %
1 63 70 55 53 47 30 16 13 347 40,6
2 - 52 39 33 13 17 7 7 168 19,6
3 - 31 32 18 16 8 9 114 13,3
4 - - 29 17 19 7 9 181 9,5
5 - - - 23 21 9 13 66 7,7
6 - - - - 14 14 12 40 4,7
7 - - - - - 7 4 11 1,3
8+ - - - - - - 28 28 3,3
Всего 63 122 125 147 118 117 68 95 855 -
% 17,4 14,3 14,6 17,2 13,8 13,7 8,0 11,1 - -
Как видно из таблицы 1, среди 855 ученых единственными детьми были 63 человека, первенцами - 277. Всего в этой выборке количество единственных и первых детей достигает 40,6%.
Эти данные подтверждают идею Ф. Гальтона о том, что перворожденные дети (наряду с единственными) отличаются от других детей, они имеют определенные преимущества в своих семьях, которые способствует тому, что они достигают выдающихся успехов в жизни.
1.1 Структура семьи и развитие личности
В исследованиях первого направления можно выделить два этапа. Первый - ранний этап - начался с работ А.Адлера и его последователей. Основной целью была проверка идеи Адлера о том, что порядок рождения, размер семьи, количество и пол сиблингов, промежутки между рождениями детей определяют личностные черты человека, уровень школьной адаптации, качество контактов со сверстниками, а также различные аспекты жизни во взрослом возрасте (выбор супруга, риск развода, взаимоотношения с людьми и т.д.).
Ранние исследования выявили влияние порядка рождения на личностные характеристики, но не объяснили причины этого влияния. В более поздних исследованиях (1970-1980-е годы) многие положения теории эффекта порядка рождения не подтвердились. Экспериментальные работы показали, что личностные характеристики, связанные с той или иной позицией ребенка в семье, не только не коррелируют друг с другом, но не связаны и собственно с порядком рождения .[6] Неоднозначные результаты повлекли за собой снижение интереса к изучению фактора порядка рождения. Но в 1990-х годах, благодаря работам Фрэнка Салловэя (2000), интерес к эффекту порядка рождения был возрожден, и начался новый этап исследований.
Ф. Салловэй в книге «Рожденный бунтовать» (1996) показал значимость фактора порядка рождения и необходимость его исследования. Анализируя интеллектуальную и социальную революции, автор пришел к выводу, что первенцы отличаются от других детей: они выступают за поддержку существующего порядка вещей, тогда как младшие дети - за его изменение. Поэтому первенцы и младшие в семье дети отличаются друг от друга по личностным характеристикам.
Дети в семье конкурируют за родительские ресурсы, стремясь получить больше шансов на выживание. Первенцы в этом отношении занимают уникальную семейную нишу, ощущая себя вправе располагать всеми родительскими ресурсами и доминировать над младшими сиблингами. Однако они консервативны в своих взглядах и стремятся сохранить свое положение в семье. Признавая права первенцев, последующие дети в семье используют другие соревновательные стратегии, при этом они нередко вынуждены рисковать. Эти разные стратегии адаптации первенцев и других детей в семье, как считает Ф.Салловэй, отражаются на всей последующей их жизни.
Выводы Ф. Салловэя поддержали не все исследователи. Например, Дж.Харрис (2000) писала, что эмпирические исследования не подтверждают мнение о том, что порядок рождения детерминирует особенности личности. Она считает, что порядок рождения не может автоматически определять поведение людей, так как оно различно в зависимости от контекста, в котором осуществляется. Вне семьи в своем поведении перворожденные дети не отличаются от других детей.
Дж.Харрис приводит примеры исследований, подтверждающих такую точку зрения. Так, в Висконсинском лонгитюде (1997) не было обнаружено значимых различий между первенцами и последующими детьми по чертам «Большой пятерки»[2]. Фрезе с соавторами (1999) установлено, что первенцы являются не более консервативными, поддерживающими власть и склонными к наказаниям, чем последующие дети.
С другой стороны, имеются работы, в которых выявлен значимый эффект порядка рождения. Например, Паулюс с соавторами (1999) показали, что первенцы более сознательные, стремящиеся к достижениям, а последующие дети - больше бунтари.
Существует ряд теоретических концепций, объясняющих эффект порядка рождения. Например, теория родительского фаворитизма строится на признании разного отношения родителей к детям, которое формирует у последних различные личностные характеристики. В частности, средние дети в семье часто получают меньше родительского внимания и поддержки, чем первые и младшие дети Вследствие этого они ищут поддержку вне семьи и развивают у себя такие ценные для коммуникации с другими людьми качества, как общительность, дружелюбность, способность к эмпатии.
Но в целом, несмотря на многолетнее изучение эффекта порядка рождения, до сих пор среди исследователей нет единства в понимании и объяснении влияния порядка рождения на особенности личности.[11]
1.2 Структура семьи и интеллектуальное развитие
Второе направление исследований - это работы, посвященные влиянию конфигурации семьи, порядка рождения, наличия сиблингов и их количества на интеллектуальное развитие детей.
Результаты многих исследований демонстрируют превосходящие показатели интеллекта и академической успешности единственных и первых детей. Количество сиблингов также оказывается значимой характеристикой - чем больше детей в семье и чем меньше интервал между их рождениями, тем ниже интеллектуальные показатели. Эта закономерность проявляется независимо от социо-экономического статуса и уровня образования.
Имеется несколько теорий, объясняющих эти результаты.
Одна из них - модель Зайонца и Маркуса . Предполагается, что уровень интеллекта каждого ребенка в семье определяется средним уровнем интеллекта всех членов семьи на момент рождения ребенка. Первенцы находятся среди взрослых людей, обучаясь с их помощью. Когда у них появляются младшие сиблинги, первенцы, как старшие, обучая их, развивают свой интеллект, поэтому их интеллектуальные показатели выше, чем у последующих детей в семье.
Есть и другие теории - например, теория истощения ресурсов. С каждым последующим ребенком происходит уменьшение ресурсов семьи - материального уровня, возможностей родителей уделять ребенку внимание и т.д., что приводит к снижению интеллекта каждого последующего ребенка.
Ни одна из теорий не является исчерпывающей и способной объяснить все получаемые в эмпирических исследованиях - отнюдь не однозначные - результаты.
Например, Белмонт и Маролла на выборке объемом 400 тысяч человек выявили снижение интеллектуальных показателей (по тесту Равена) в соответствии с увеличением порядкового номера ребенка. С.Шахтер показал, что существуют связи между получением высшего образования и порядком рождения. Х.Кох в своих исследованиях 5-6-летних детей получила, что младшие дети имеют более высокий IQ, чем старшие.
Мэрфи и Ньюкомб в своем обзоре продемонстрировали, что эмпирические исследования выявляют три типа фактов: перворожденные более умные, чем последующие дети; перворожденные менее умные; нет значимых различий между детьми в зависимости от того, старшие они или младшие в семье.
Анна Анастази в 1956 г. подготовила первый полный обзор проведенных к тому времени работ по исследованию влияния размера семьи на интеллект детей. Осуществленный ею анализ подтвердил наличие негативной корреляции между этими переменными.
Среди анализируемых Анастази исследований была работа Максвелла. Он описал результаты обследования 11-летних школьников, проведенного в Шотландии в 1947 г., которое было повторением исследования, осуществленного в 1932 г. В обоих случаях было обследовано около 80% всех школьников Шотландии этого возраста. При анализе эффекта влияния размера семьи на умственное развитие детей оказалось, что показатели IQ (по тесту Стенфорд-Бине) снижаются с увеличением размера семьи. Так, если IQ единственных детей оказался в среднем равен 113 баллам, то у детей из шестидетных семей - всего 91 баллу.
Аналогичные исследования были проведены в 40-х годах и в других странах - Франции, Англии, Греции, Германии, США. Во всех этих исследованиях получены разные по величине, но всегда негативные и значимые корреляции между уровнем интеллекта детей и размером семьи . Так, например, во Франции в 1943-44 гг. обследовались дети 6-12 лет. Исследованием было охвачено почти 2% всех детей - учеников элементарных школ. В качестве методики использовался рисуночный групповой интеллектуальный тест «Мозаика» Р. Жиля. Результаты показали, что дети из многодетных семей на 1-2 года отстают от единственных детей по показателям интеллекта. При этом выяснилось, что при любом СЭС и уровне образования родителей, чем меньше интервал между рождениями детей, тем ниже уровень их интеллекта. А. Анастази предложила возможные объяснения полученных результатов. Одной из существенных причин снижения интеллектуальных показателей детей из многодетных семей она посчитала размер семьи. В многодетной семье родители имеют меньше возможностей уделять каждому ребенку необходимое количество внимания. Так, многодетные родители склонны меньше общаться с детьми, разговаривать с ними, что негативно сказывается на развитии их речи и интеллекта. Анастази указала, что на основании проведенных исследований трудно четко определить причины негативного влияния многодетности на интеллект детей, это можно сделать только в ходе целенаправленных, тщательно спланированных и проведенных экспериментальных исследований. Стэнли Шахтер в 1963 г. проанализировал исследования, в которых изучались связи между порядком рождения и высшим образованием, проверяя предположение о том, что первые и единственные дети имеют в этом отношении преимущества перед другими.
В одном из таких исследовании в 1959 и 1961 гг. были собраны данные о порядке рождения всех студентов подготовительного курса факультета психологии Университета в Миннесоте. Преобладающий возраст студентов - 19 лет. Данные представлены в таблице 2.[12]
Таблица 2. Порядок рождения студентов подготовительного отделения факультета психологии Миннесотского университета
Размер семьи
Порядок рождения 1 2 3 4 5 6 7 8+ Всего %
1 400 689 479 260 103 39 19 16 2015 50,2
2 - 554 338 142 82 25 15 12 1168 29,1
3 - - 225 120 52 28 9 14 448 11,2
4 - - - 111 60 18 7 8 204 5,1
5 - - - - 44 26 6 4 80 2,0
6 - - - - - 23 10 14 47 1,2
7 - - - - - - 8 11 19 0,5
8+ - - - - - - - 32 32 0,8
Всего 400 1243 1042 633 341 159 74 111 4013 -
% 10,2 31 26 15,8 8,5 4,0 1,8 2,8 - -
В целом оказалось, что единственных и перворожденных детей среди всех студентов - 50,2%. Среди тех, кто закончил факультет психологии Миннесотского университета и Института детского благополучия в 1961 г., таких детей оказалось еще больше - 57,8%.
В 1958 г. по 25 университетам США были проанализированы данные по 2,842 выпускникам и было получено, что среди них 52,9% перворожденных детей.
Кокер и Бэк с соавторами в 1957-58 гг. собрали данные по 2,669 студентам - медикам. Оказалось, что первенцев среди них 49,6%.]. Все выявленные различия значимые. Следовательно, указывает Шахтер, существуют связи между получением высшего образования и порядком рождения Эта связь свидетельствует о том, что перворожденные и единственные дети обладают более высокими интеллектуальными характеристиками, которые позволяют им получать высшее образование. Кроме того, Шахтер отметил, что в семьях с несколькими детьми замечено, что успеваемость первенцев имеет тенденцию быть выше, чем у остальных детей. Шахтер также проанализировал исследования 20-30-х гг., посвященные изучению связей между порядком рождения и IQ. Он отметил, что результаты не дают однозначного ответа. Например, Терман получил, что в выборке одаренных детей больше всего перворожденных детей. Тэрстон и Дженкинс выяснили, что, чем позже рожден субъект, тем выше его IQ. Джонс получил, что порядок рождения не связан с интеллектом.
Исследователи пытались выяснить, влияет ли разница в возрасте между сиблингами на их интеллектуальные показатели. Анастази в своем обзоре отметила, что, в целом, интеллект сиблингов страдает, если разница между ними меньше 24 месяцев]. Абе с соавторами выявили более высокие показатели интеллекта при разнице в возрасте между сиблингами не более 3,5 лет. Кох не обнаружила устойчивых различий. Шуновер пришел к выводу, что разница в возрасте не является значимой для интеллекта и академических достижений сиблингов.
Рассматривалось влияние пола сиблингов на когнитивные показатели. Кох и Шуновер получили, что в двухдетных семьях мальчики опережают девочек по IQ и академическим достижениям. Ходжес и Бэлоу обнаружили, что мальчики с трудностями обучения чаще имеют братьев, чем сестер. Кох - что нет разницы по креативности между сиблингами разного пола в дошкольном возрасте в двухдетных семьях.
Можно привести в качестве примера одно из исследований Кох. Это работа была проведена в 1954 г. и посвящалась изучению связей между первичными умственными способностями 5-6-летних детей из двухдетных семей и характеристиками их сиблингов. В работе учитывались следующие показатели: пол ребенка, пол его сиблинга, порядковый номер ребенка, разница в возрасте между сиблингами. Использовался Тест первичных умственных способностей.
По показателям вербального теста были выявлены некоторые корреляции с полом ребенка, полом его сиблинга и порядковым номером рождения. Было получено также, что перворожденные мальчики опережают девочек, что дети, имеющие сестру, демонстрируют более высокие результаты, чем имеющие брата. Первый факт Кох объясняет тем, что мальчики более активны, имеют больший опыт, больше возможностей для развития, чем девочки. И поэтому у них лучше развита речь - больше словарный запас, лучше понимание смысла слов. Кроме того, перворожденные мальчики получают больше специального внимания от матерей, что их также развивает в речевом плане. Для второго факта нет исчерпывающих объяснений.
.3Влияние порядка рождения на личность ребенка
У одного мельника было три сына. Умирая, он позвал их к себе и сказал: "Дети...

Похожие материалы:

Реферат: Влияние коммуникации в сети Интернет на личностные особенности пользователей

Курсовая работа: Влияние порядка рождения в семье на формирование личности

Реферат: Личностные особенности работников торговли

Реферат: Личностные особенности преуспевающего менеджера

Курсовая работа: ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДОНОРОВ КРОВИ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ РАЗВИТИЯ ЭМПАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ