Курсовая работа: Влияние родительского отношения на самооценку детей старшего дошкольного возраста
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
.1 Семья как институт социализации личности
1.2 Формы родительского отношения и стили семейного воспитания
1.3 Условия формирования позитивной самооценки дошкольника в семье
. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СЕМЬИ НА САМООЦЕНКУ РЕБЕНКА
.1 Ход исследования и описание методик
.2 Анализ результатов исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Дата добавления на сайт: 11 августа 2024
Скачать работу 'Влияние родительского отношения на самооценку детей старшего дошкольного возраста':
ФИЛИАЛ НОУ ВПО «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА»
В Г. КАЛИНИНГРАДЕ
Курсовая работа
по дисциплине «Общая психология»
на тему: «Влияние родительского отношения на самооценку детей старшего дошкольного возраста»
Студентки 2 курса
Группы 86БП
Ивановой Галины Ивановны
Преподаватель
Баркаева Ирина Леонидовна
Калининград - 2014
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
.1 Семья как институт социализации личности
1.2 Формы родительского отношения и стили семейного воспитания
1.3 Условия формирования позитивной самооценки дошкольника в семье
.ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СЕМЬИ НА САМООЦЕНКУ РЕБЕНКА
.1 Ход исследования и описание методик
.2 Анализ результатов исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы обусловлена необходимостью изучения периода старшего дошкольного возраста охарактеризован как зарождающий корни самооценки ребенка, и в то же время ребенок находится в преддверии новой социальной роли - роли школьника, важными качествами которого являются способность к анализу, самоконтролю, оцениванию себя и других, способность к восприятию чужих оценок. В этой связи особенно важно определить, какие факторы и как они влияют на процесс формированию самооценки детей старшего дошкольного возраста.
Согласно современным представлениям о движущих силах, источниках и условиях развития психики и личности человека, психическое развитие ребенка опосредовано общением и взаимодействием со взрослым, в первую очередь, с родителем. Семья как ближайшее социальное окружение ребенка, удовлетворяет потребность ребенка в принятии, признании, защите, эмоциональной поддержке, уважении.
В процессе воспитания ребенка в семье особое значение приобретает родительская позиция, включающая такие компоненты, как особенности эмоционального отношения к ребенку, мотивы, ценности и цели родительства, стиль взаимодействия с ребенком, способы разрешения проблемных ситуаций, социальный контроль и находящая выражение в типе семейного воспитания.
Ведущая роль семейных отношений заключается в том, что их состоянием определяется мера функционирования и эффективности других компонентов воспитательного потенциала семьи. Всякое серьезное отклонение внутрисемейных отношений от нормы означает ущербность, а зачастую и кризис данной семьи, а следовательно, ее воспитательных возможностей. Внутрисемейные отношения обладают такими, только им присущими, относительно самостоятельными характеристиками, которые делают семейное отношение наиболее адекватной формой воспитания, особенно в раннем возрасте, т.е. формой, наиболее полно отвечающей особенностям этого ответственного периода развития личности.
Цель исследования: изучение родительского отношения и его взаимосвязи с самооценкой детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: формы родительского отношения к детям.
Предмет исследования: взаимосвязь родительского отношения и самооценки детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования. Мы полагаем, что:
благоприятное отношение родителей к детям, характеризующееся эмоциональным принятием и кооперативными формами взаимодействия, способствуют формированию самооценки среднего и высокого уровней у детей старшего дошкольного возраста;
низкая самооценка формируется под влиянием негативных форм детско-родительских отношений (эмоциональное отвержение, инфантилизация ребенка, жесткий контроль и т.д.).
Задачи исследования.
.Изучить научную литературу по проблеме исследования.
.Выявить формы родительского отношения и стили семейного воспитания.
.Определить условия формирования позитивной самооценки дошкольника в семье.
.Эмпирически выявить влияние стиля семейного воспитания на самооценку детей старшего дошкольного возраста.
.Разработать рекомендации, направленные на формирование адекватной самооценки детей старшего дошкольного возраста.
Методологическая основа исследования.
В психологической литературе представлено большое количество работ, изучающие типы отношения родителей к ребенку в связи с их влиянием на развитие его личности, особенностей характер и поведения (Д. М. Боулби, В. И. Гарбузов, А. И. Захаров, и др.)
В них описываются качества матери, способствующие формированию прочной и непрочной привязанности ребенка; выявляются характеристики «оптимальной матери» или «достаточно хорошей матери», рассматриваются различные модели родительского поведения. Убедительны и демонстративны наблюдения и исследования, посвященные влиянию неправильных или нарушенных родительских отношений, например, материнской депривации (Лангмейер Йозеф, Матейчек Зденек, Е. Т. Соколова, Д. М. Боулби, М. Д. Эйнсуорт). В отечественной науке и практике детско-родительские взаимоотношения изучали: А. Я. Варга, В. В. Столин, и др. [6, 32 ].
Методы исследования.
. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования.
. Эмпирические методы исследования (наблюдение, тестирование, проективный метод). Метод математической обработки данных.
Методики исследования.
. Тест-опросник родительского отношения (ОРО), авторы А.Я.Варга, В.В.Столин.
. Изучение межличностных отношений в семье. Методика PАRI Е. Шеффер и Р. Белла. Методика предназначена для изучения отношения родителей к разным сторонам семейной жизни (семейной роли).
. Методика «Какой Я» (в модификации методики О.С. Богдановой).
. Проективная методика «Рисую себя» (А.М. Прихожан и З. Васляускайте)
База исследования. Исследование проводилось на базе МАДОУ ЦРР д/с №40.
В исследовании принимали участие 20 детей (5 -7 летнего возраста) и их родители 38 человек (18 мам, 1 бабушка и 19 пап).
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
.1 Семья как институт социализации личности
Традиционно главным институтом социализации личности ребенка является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность, ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность. [17]
В любом периоде жизни ребенка родители являются для него примером как личности. Благодаря этому с детских лет большинство людей в своем поведении подражают родителям, которые с колыбели одаривают его одним из прекраснейших человеческих проявлений - родительской любовью. Эта взаимосвязь имеет огромное значение для ребенка, так как влияет на формирование характера, жизненных позиций, на его поведение, отношение к людям в целом и, конечно же, на формирование его личности.
Родители формируют интересы ребенка, советуют ему выбрать те или иные спортивные занятия, влияют на выбор друзей, на решение вопроса о будущей профессии, на его отношение к сексуальным проблемам, на выработку социальной позиции. Имея свою, заимствованную у родителей систему ценностей, ребенок может сопоставлять ее с взглядами и поведением своих друзей-ровесников. [11]
Благодаря эмоциональной связи, любящие и понимающие свои обязанности родители с малых лет формируют у ребенка нормы и стиль поведения, объясняют ему мир человеческих ценностей, внушают, что можно, а что не следует делать. Ребенок в процессе развития усваивает эти наказы, запреты, взгляды так, что они становятся его собственными убеждениями, то есть человек создает свою систему ценностей.
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей - матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. Вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. [7]
Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему в семье учат ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой.
Каждый из родителей видит в детях свое продолжение, реализацию определенных установок или идеалов. И очень трудно отступает от них.
В настоящее время в России наблюдается рост большего числа неблагополучных семей. [2]
Последствием воспитания в неполной или неблагополучной семье могут быть: нарушение личностного развития ребенка (развитие истероидных и гипертимных черт), неадекватный стиль общения со сверстниками и взрослыми (конфликтность, неумение видеть проблемы партнера, доминантный стиль общения во всех ситуациях) и т. п.
Конфликтная ситуация в семье может сильно по влиять на формирование личности ребенка.
Взаимоотношения в семье - психологические отношения субъектов, связанных родством, общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. [15]
Известно, что семья как малая социальная группа является наилучшей воспитательной средой. Однако, некоторые факторы, связанные с составом семьи, состоянием ее внутренних взаимоотношений или воспитательно-неверными позициями родителей, могут вызывать снижение воспитательной способности семьи. Эти факторы могут приводить к нарушениям в поведении детей и даже к отрицательным явлениям в формировании их личности. [22]
Одним из факторов, нарушающих выполнение воспитательных функций семьи, могут быть изменения в ее составе. Семья является такой малой группой, которая постоянно развивается и видоизменяется.
В выполнении воспитательной функции по отношению к детям главную роль играет супружеская пара - отец и мать. В связи с этим говорят о полной семье и неполной, когда отсутствует один из родителей. Стабильность семейной среды является важным фактором для эмоционального равновесия и психического здоровья ребенка. Распад семьи, вызванный разводом или раздельным проживанием родителей, всегда приносит глубокое потрясение и оставляет у ребенка прочную обиду, которую можно лишь смягчить. Это явление - существенная общественно-воспитательная проблема. [5]
Разлука с одним из родителей может привести к появлению у ребенка чувства страха, депрессию и ряд других симптомов невроза.
Атмосфера напряженности и конфликтных семейных ситуаций действует на ребенка резко отрицательно. Дом перестает быть для него опорой, он теряет чувство безопасности, исчезает тот источник, которым была для него семья, когда в ней царила эмоциональная связь родителей, когда они и мир их ценностей были примером для подражания. Нарушение такой стабильности семейной системы может привести ребенка к поискам опоры вне дома. В таком состоянии дети легче поддаются внешним влияниям, так как стремятся к разрядке внутреннего напряжения. [18]
Надо помнить, что чем длительнее по времени разногласия в семье, тем сильнее их отрицательное влияние на ребенка.
Динамика семейной жизни и характер эмоционального отношения родителей к ребенку имеют существенное значение для формирования его личности.
.2 Специфика и стили семейного воспитания
Рассматривая основные типы семейных отношений, необходимо иметь в виду взаимосвязь каждого из них и формирование поведения и определенных черт личности ребенка.
В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная, система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. [27]
В отечественной и зарубежной психологии существует много классификаций стилей родительского воспитания.
Одна из классификаций представлена А. Болдуином, который выделил два стиля практики родительского воспитания: демократический и контролирующий. Демократический стиль определяется следующими параметрами: высоким уровнем вербального общения между детьми и родителями, включенностью детей в обсуждение семейных проблем, учетом их мнения, готовностью родителей прийти на помощь, если это требуется; одновременно с этим - верой в успех самостоятельной деятельности ребенка и ограничением собственной субъективности в видении ребенка.
Контролирующий стиль предполагает значительные ограничения в поведении детей, четкое и ясное объяснение ребенку смысла ограничений, отсутствие разногласий между родителями и детьми по поводу дисциплинарных мер.
Дж. Болдуин выделил также четыре параметра измерения родительского поведения:
родительский контроль, то есть предпочитают ли родители оказывать большое влияние на детей, способны ли настаивать на выполнении своих требований, последовательны ли в них;
родительские требования, побуждающие детей к развитию в интеллектуальной, эмоциональной и коммуникативной сферах;
способы общения с детьми в ходе воспитательных воздействий;
эмоциональная поддержка - способность родителей выражать сочувствие, любовь и теплые отношения, испытывать любовь, удовлетворение и гордости от успехов детей [21].
С. Соловейчик считает, что отношения родителей к ребенку отличаются высокой психологической напряженностью и многообразны в своих проявлениях. Наиболее частыми, по его мнению, типами отношений являются: внимательное, боязливое, тщеславное, сердитое, раздражительное, приспособляющееся, общительное, сенсационное, настойчивое, постоянное, уверенное, обнадеживающее.
А.Е. Личко и Э.Г. Эйдемиллер выделяют следующие виды неправильного воспитания.
Гипопротекция. В крайней форме проявляется безнадзорностью чаще недостатком опеки и контроля, а главное - истинного интереса к делам, волнениям и увлечениям подростка. В последнее время гипопротекция простирается до безнадзорности и заброшенности детей.
Скрытая гипопротекция наблюдается тогда, когда контроль за поведением отличается крайним формализмом. Скрытая гипопротекция нередко сочетается со скрытым эмоциональным отвержением.
Доминирующая гиперпротекция характеризуется постоянной чрезмерной опекой, мелочным контролем за каждым шагом, системой постоянных запретов.
Потворствующая гиперпротекция, для которой характерно чрезмерное покровительство, стремление освободить ребенка от малейших трудностей и неприятных обязанностей.
Потворствующая гипопротекция. При таком стиле воспитания недостаток родительского надзора сочетается с некритичным отношением к нарушениям поведения ребенка.
Эмоциональное отвержение. При этом типе воспитания ребенок или ребенок постоянно ощущает, что им тяготятся, что он - обуза для родителей, что без него было бы легче.
Скрытое эмоциональное отвержение состоит в том, что родители, сами себе не признаваясь в этом, тяготятся сыном или дочерью, хотя гонят от себя подобную мысль, возмущаются, если кто-либо укажет им на это [12; 23].
Е.С. Иванов выделяет и другие типы воспитания, являющиеся неблагоприятными: воспитание в культе болезни, эмоциональное отвержение, условия жестоких взаимоотношений, повышенной моральной ответственности, противоречивое воспитание и воспитание вне семьи [23].
Коннер предлагает систематическую классификацию родительских позиций, отражающую тип родительского отношения, где родительская позиция сформулирована в форме характерных для родителя словесных конструктов и способов поведения:
Принятие и.любовь. Характерные словесные выражения: «ребенок - центр моих интересов». Способ поведения с ребенком - нежность, занятия с ним. Влияние на развитие ребенка - чувство близости, нормальное развитие личности.
Явное отвержение. Характерные словесные выражения: «ненавижу этого ребенка», «не буду о нем тревожиться». Способ поведения с ребенком, невнимательность, жестокость, избегание контактов. Влияние на развитие ребенка - агрессивность, преступность и эмоциональная неразвитость личности.
Излишняя требовательность. „Характерные словесные выражения: «не хочу ребенка такого, какой он есть». Способ поведения с ребенком - критика, отсутствие похвал, придирчивость. Влияние на развитие ребенка - фрустрация, неуверенность в себе.
Чрезмерная опека. Характерные словесные выражения: «все сделаю для моего ребенка, посвящу ему свою жизнь». Способ поведения с ребенком чрезмерные поблажки или ограничения свободы. Влияние па развитие ребенка - инфантилизм, особенно в социальных отношениях, неспособность к самостоятельности [10].
Многие психологи выделяют 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, "невмешательство" и сотрудничество[6].
Диктат в семье проявляется в систематическом поведении одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов[6].
Родители, разумеется, могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Однако те из них, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы своими контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним оказываются сломленными и многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности. Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребенка, систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, - все это гарантия серьезных неудач формирование его личности. [33]
Гиперопека в семье - это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом, удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. В центре воспитательных воздействий оказывается другая проблема - удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его от трудностей. Родители, по сути, блокируют процесс серьезной подготовки их детей к столкновению с реальностью за порогом родного дома. Именно эти дети оказываются наиболее неприспособленными к жизни в коллективе [3].
Как раз эти дети, которым, казалось бы, не на что жаловаться, начинают восставать против чрезмерной родительской опеки. Если диктат предполагает насилие, приказ, жесткий авторитаризм, то опека - заботу, ограждение от трудностей. Однако результат во многом совпадает: у детей отсутствует самостоятельность, инициатива, они так или иначе отстранены от решения...
Похожие материалы:
Курсовая работа: Влияние родительского воспитания на развитие эмоционально - волевой сферы детей старшего дошкольного возрастаДипломная работа: Влияние родительских отношений на развитие и преодоление тревожности у детей старшего дошкольного возраста
Реферат: Воспитание положительного отношения к школе у детей старшего дошкольного возраста
Реферат: Влияние компьютерных игр на формирование эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста
Курсовая работа: Особенности страхов детей старшего дошкольного возраста