Реферат: Воспитание положительного отношения к школе у детей старшего дошкольного возраста

Переход из детского сада в школу - важная ступень в жизни каждого ребёнка. Оказываясь на этом этапе в новых социальных условиях, дети часто бывают к ним не готовы. Поэтому так важно, чтобы дошкольники имели представление о школе ещё до того, как переступят её порог.

Дата добавления на сайт: 11 августа 2024


Скачать работу 'Воспитание положительного отношения к школе у детей старшего дошкольного возраста':


Оглавление
Введение
Глава 1. Теоретический анализ проблемы воспитания положительного отношения к школе у детей старшего дошкольного возраста
1.1 Характеристика этапа подготовки к школе детей старшего дошкольного возраста
1.2 Особенности формирования положительного отношения к школе у старших дошкольников
Глава 2. Экспериментальное обоснование эффективности проекта по формированию положительного отношения к школе у детей старшего дошкольного возраста
2.1 Диагностика уровня эмоционального отношения к школе у детей старшего дошкольного возраста
2.2 Реализация проекта «Я - первоклассник» для детей старшего дошкольного возраста
2.3 Диагностика уровня эмоционального отношения к школе детей старшего дошкольного возраста в результате реализации проекта «Я - первоклассник»
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Введение
Переход из детского сада в школу - важная ступень в жизни каждого ребёнка. Оказываясь на этом этапе в новых социальных условиях, дети часто бывают к ним не готовы. Поэтому так важно, чтобы дошкольники имели представление о школе ещё до того, как переступят её порог.
Подготовка к школе должна быть сосредоточена на физическом, физиологическом и психологическом развитии дошкольника. Одним из важных условий успешного обучения в начальной школе является положительное отношение к ней.
Однако дети далеко не всегда хорошо подготовлены к безболезненному и успешному вхождению в учебную деятельность в школе, поэтому часто приходится сталкиваться с разочарованиями и нереализованными желаниями.
Некоторые дети, в силу развития своих индивидуальных психофизиологических особенностей трудно адаптируются к школьным условиям, а порой и вовсе не справляются с режимом работы и нагрузкой в школе. Школа с первых дней ставит перед ребенком целый ряд задач, требующих мобилизации его интеллектуальных и физических сил, кроме того для детей представляют трудности очень многие стороны учебного процесса. Так, первоклассникам сложно высиживать урок в одной и той же позе, сложно не отвлекаться и следить за мыслью учителя, сложно делать все время не то, что хочется, а то, что от них требуют, сложно сдерживать и не выражать вслух свои мысли и эмоции.
Интерес к указанной проблеме объясняется тем, что уже в начальной степени обучения и воспитания у детей формируются не только базовые школьные знания, но и протекает интенсивное личностное развитие: ребенок учится учиться, в результате чего у него создается стойкое отношение не только к обучению, но и к самому себе.
Ежегодно увеличивается рост детей неготовых к школе, не желающих идти в общеобразовательные учреждения, среди которых все чаще попадают дети с достаточно высоким уровнем умственного развития и овладевшие навыками чтения и счета еще до школы. Поэтому самой актуальной на сегодняшний день является проблематика нашего исследования «формирование положительного отношения к школе у детей старшего дошкольного возраста», которая имеет социальный заказ со стороны родителей и педагогов.
Проблема готовности к школе и школьному обучению рассматривается психологами, педагогами, физиологами (М.Н. Борозинец [4], Т.В. Белова [5], Дружинины [10], Н.И. Вьюнова [7], Л.И. Божович[8], Ш.А. Амонашвили [1], и др.), которые в ходе исследований отмечают, что поступление в школу - чрезвычайно ответственный момент, как для самого ребенка, так и для родителей.
В зарубежных исследованиях проблема готовности к школе отражена в работах, изучающих школьную зрелость детей: Г. Гетнер, А. Кери, Я. Йерасек и др. [16]. В отечественной психологии и педагогике теоретическая проработка проблемы готовности детей к школе основана на трудах Л.С. Выготского [29], Л.И. Божович [29], Д.Б. Эльконина [29], Т.В. Чередниковой [17], Н.В. Бабкиной [2], А.Л. Венгер [4], Н.И. Вьюновой [7], Е.Е. Кравцовой [2] и др. Практически все авторы считают, что проблема успешности обучения впервые проявляется как проблема положительного отношения к школьному обучению. Это не только научная, но в первую очередь реально-практическая, очень жизненная и острая задача, еще не получившая своего окончательного решения.
Для нашего исследования важными явились психологические положения Л.С. Выготского [19], А.И. Леонтьева [8], Л.И. Божович [28], Н.Н. Поддьякова [19] и др. о закономерностях развития ребенка и возможностях каждого этапа развития.
Цель исследования: определить эффективные средства воспитания положительного отношения к школе у детей старшего дошкольного возраста.
Актуальность и цель работы предполагают решение следующих задач в ходе исследования:
. Изучить современные психолого-педагогические исследования по проблеме воспитания положительного отношения к школе у детей старшего дошкольного возраста.
. Определить условия формирования положительного отношения к школе у детей старшего дошкольного возраста.
. Разработать и апробировать педагогический проект по воспитанию положительного отношения к школе у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: положительное отношение детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению.
Предмет исследования: разнообразные виды детской деятельности как средства формирования положительного отношения детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению.
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, беседа, эксперимент.
Глава 1 . Теоретический анализ проблемы воспитания положительного отношения к школе у детей старшего дошкольного возраста
.1 Характеристика этапа подготовки к школе детей старшего дошкольного возраста
Готовность к школе - это сложный комплекс определенных психофизиологических состояний, умений, навыков и здоровья ребенка.
Под готовностью к школе понимается школьная и социальная зрелость ребёнка. Школьная зрелость определяется физической готовностью ребёнка к школе, социальная - психологической готовностью к школе [19].
Вопрос о психологической готовности к обучению в школе достаточно широко рассматривался в отечественной и зарубежной психологии (Я. Йерасек, С. Штребел, Л.С. Выготский, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин и др.) [3].
В зарубежных исследованиях проблема готовности к школе отражена в работах, изучающих школьную зрелость детей Я. Йирасека, С. Штребела, и др. [8, с. 2]. Зарубежные исследователи в основном интересуются интеллектуальными возможностями детей в самом широком смысле. Это находит отражение в применяемых ими батареях тестов, показывающих развитие ребенка в области мышления, памяти, восприятия и других психических функций.
В отечественной психологии детальная проработка проблемы готовности к школьному обучению, своими корнями идущей из трудов Л.С. Выготского, содержится в работах Л.И. Божович; Д.Б. Эльконина и др. [8, с. 2].
Значительный вклад в проблему готовности к учебной деятельности внес Л.С. Выготский. Прежде всего, необходимо отметить, что Л.С. Выготский не отрывал школьного обучения от предыдущего этапа развития. Именно в дошкольный период формируются предпосылки для обучения в школе. Уровень развития психических функций есть лишь предпосылка для школьного обучения. Его успешность определяется тем, как построен учебный процесс с опорой на эти предпосылки [8].
В работах Л.И. Божович выделяются несколько параметров психического развития ребенка, наиболее существенно влияющих на успешность обучения в школе. Среди них определенный уровень мотивационного развития ребенка, включающий познавательные и социальные мотивы учения, достаточное развитие произвольного поведения и интеллектуальной сферы. Основным критерием готовности к школе в трудах Л.И. Божович выступает новообразование "внутренняя позиция школьника", представляющее собой сплав познавательной потребности и потребности в общении с взрослым на новом уровне [8, с. 3].
Д.Б. Эльконин, обсуждая проблему готовности к школе, на первое место ставил сформированность предпосылок к учебной деятельности. К наиболее важным предпосылкам он относил умение ребенка ориентироваться на систему правил в работе, умение слушать и выполнять инструкции взрослого, умение работать по образцу и некоторые другие. Все эти предпосылки вытекают из особенностей психического развития детей в переходный период от дошкольного к младшему школьному возрасту, а именно: потеря непосредственности в социальных отношениях, обобщение переживаний, связанных с оценкой, особенности самоконтроля. Д.Б. Эльконин подчеркивал, что при переходе от дошкольного к школьному возрасту диагностическая схема должна включать в себя диагностику как новообразований дошкольного возраста, так и начальных форм деятельности следующего периода [8, с.4].
Психологическая готовность к школьному обучению - это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в группе сверстников. Составными компонентами психологической готовности ребенка к школе являются: мотивационная (личностная), интеллектуальная, эмоционально-волевая [20].
Под интеллектуальной готовностью обычно понимают необходимый для освоения учебной программы начальной школы уровень развития основных психических процессов, обеспечивающих эффективную интеллектуальную деятельность. Интеллектуальная готовность ребенка к школе заключается в определенном кругозоре, запасе конкретных знаний, в понимании основных закономерностей [6, с. 10].
Эмоционально-волевая готовность ребёнка к обучению в школе заключается в том, что ребёнок в состоянии управлять своим поведением, своей памятью, вниманием, мышлением, следить за своей речью, вовремя подключать воображение, действовать по инструкции взрослого и т.д. будущий школьник должен уметь преодолевать трудности и стремиться к достижению намеченной цели [8, с. 3].
Мотивационная готовность к школе - это желание ходить в школу, приобретать новые знания, занять позицию школьника. Первым условием успешного учения ребенка в начальной школе является наличие у него соответствующих мотивов учения [25].
Л.И. Божович выделила две группы мотивов учения [8, с. 8]:
) широкие социальные мотивы учения, или мотивы, связанные «с потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желаниями ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений»;
) мотивы, связанные непосредственно с учебной деятельностью, или «познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями».
Сплав этих двух потребностей способствует возникновению нового отношения ребенка к окружающей среде, названного Л.И. Божович «внутренней позицией школьника» [8, с. 8].
В исследованиях А.К. Марковой, Т.А. Матис, А.Б. Орлова [26] показано, что возникновение осознанного отношения ребенка к школе определяется способом подачи информации о ней. Важно чтобы сообщаемые детям сведения о школе были не только поняты, но и прочувствованы ими. Эмоциональный опыт обеспечивается включением детей в деятельность, активизирующую как мышление, так и чувства.
Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку образа жизни и деятельности ребенка. В этот период жизни весь уклад жизни ребенка меняется радикально. Можно выделить ряд проблем, с которыми ему приходится встретиться в школе [13, с. 46]:
смена режима сна и питания;
смена воздушного режима: необходимость пребывания в помещении в течение более длительного времени, чем в детском саду;
увеличение времени, проводимого без активного движения, сидя за столом; непривычно высокий уровень шума и «толчея» на перемене, предназначенной для отдыха (часть детей предпочитает вообще не покидать класс в это время);
смена стиля общения с взрослыми: учитель зачастую не ориентирован на опеку, заботу и защиту, на установление индивидуальных личных контактов, и ребенок может чувствовать себя на новом месте на первых порах беспомощным и одиноким;
необходимость полного самообслуживания в одевании и раздевании, еде, пользовании туалетом, в ситуации, когда за соблюдением гигиенических навыков вполне может никто не следить. Необходим полный самоконтроль;
необходимость организовывать свое рабочее место на парте, собрать и достать пособия и учебники из портфеля и аккуратно уложить их обратно «в сжатые сроки»;
необходимость правильно реагировать на условные сигналы: звонок на урок и на перемену, и подчинять свое поведение им; а также правилам поведения на уроке - сдерживать и произвольно контролировать двигательную, речевую и эмоциональную реакции;
коллектив из 25-30 незнакомых сверстников; необходимость установления контактов с ними;
возможный неуспех в деятельности;
увеличение объема интеллектуальной нагрузки.
Переход в школу - качественно новый этап в его развитии. Этот этап связан с изменением «социальной ситуации развития», с личностными новообразованиями, «кризисом 7 лет».
Старший дошкольный возраст (6-7 лет) традиционно выделяется в психологии как переходный, критический период детства, получивший наименование «кризиса семи лет». Постановка и разработка проблемы критических возрастов в отечественной психологии впервые была осуществлена Л.С. Выготским. По мнению Л.С. Выготского [22, с.25], симптоматикой кризиса 7 лет является «утрата детской непосредственности». У ребенка проявляется упрямство, негативизм, манерничанье, капризность, вычурное, искусственное поведение. Утрата непосредственности и наивности в поведении старшего дошкольника означает включение в его поступки некоторого интеллектуального момента, который как бы вклинивается между переживанием и действием ребенка. Его поведение становится осознанным. Осознание включается во все сферы жизни старшего дошкольника: он начинает осознавать отношение к себе окружающих и свое отношение к ним и к самому себе, свой индивидуальный опыт, результаты собственной деятельности и т.д.
Одним из важнейших достижений старшего дошкольного возраста является осознание своего социального «Я», формирование внутренней социальной позиции. В старшем дошкольном возрасте ребенок впервые осознает расхождение между тем, какое положение он занимает среди других людей, и тем, каковы его реальные возможности и желания. Появляется ясно выраженное стремление к тому, чтобы занять новое более «взрослое» положение в жизни и выполнять новую, важную не только для него самого, но и для других людей деятельность. Если переход к новому социальному положению и новой деятельности своевременно не наступает, то у ребенка возникает чувство неудовлетворенности, которое и находит свое выражение в негативной симптоматике кризиса семи лет.
Кризис требует перехода к новой социальной ситуации, требует нового содержания отношений. Ребенок должен вступить в отношения с обществом, как совокупностью людей, осуществляющих обязательную, общественно-необходимую и общественно-полезную деятельность. В наших условиях тенденция к ней выражается в стремлении скорее пойти в школу.
Главное, что необходимо ребенку, положительная мотивация к учению. Большинство будущих первоклассников хочет идти в школу, но у них складывается определенное представление, которое можно сформулировать приблизительно так: настоящий школьник - это счастливый обладатель портфеля и школьной формы, старательный исполнитель школьных правил, он слушает учителя, поднимает руку и получает оценки. Ребенок уверен, что будет хорошим учеником, так как видел, что мама купила для него все необходимое к школе. В таких детских надеждах таится большая опасность: ребенок воспринимает школу как очередную игру, которая может оказаться совсем не такой привлекательной, если не превратится со временем в учебное сотрудничество с учителем и сверстниками [23, с. 56].
Отношение ребенка к школе формируется до того, как он в нее пойдет. И здесь важную роль играет информация о школе и способ ее подачи со стороны родителей и воспитателей детского сада. Многие родители стараются создать эмоционально привлекательный образ школы: «Ты у нас отличником будешь», «У тебя появятся новые друзья», «Учителя любят таких умненьких, как ты» [15, с. 17].
Взрослые полагают, что тем самым они прививают ребенку заинтересованное отношение к школе. В действительности же ребенок, настроенный на радостную увлекательную деятельность, испытав даже незначительные, негативные эмоции (обиду, ревность, зависть, досаду), может надолго потерять интерес к учебе. Причин для подобных эмоций школа предоставляет предостаточно: неудачи на фоне кажущейся всеобщей успешности, трудности в поиске друзей среди одноклассников, расхождение оценки учителя и привычной родительской похвалы и др.
Иногда родители и воспитатели используют образ школы как устрашение, не задумываясь о последствиях: «За такое поведение тебя в школе сразу в хулиганы запишут!», «Ты же двух слов связать не можешь. Как ты на уроках будешь отвечать?».
Такие напутствия вряд ли воодушевят детей. Стараясь быть объективными при оценке их успехов, взрослые не скупятся на критические замечания и, в конце концов, добиваются того, что ребенок вообще не предпринимает никаких попыток преодолеть трудности, реагируя слезами на неудачи. Можно понять его боязнь и тревогу, связанные с предстоящим обучением в школе [23, с. 57].
Таким образом, ни однозначно позитивный, ни однозначно негативный образ школы не принесет пользы. Важно настроить ребенка на ежедневный труд и внушать ему: «Ты сможешь все, если немного постараешься».
В настоящее время школа решает сложные задачи образования и воспитания подрастающего поколения. Успехи школьного обучения в немалой степени зависят от уровня подготовленности ребенка в дошкольные годы [5, с. 27].
В психолого-педагогических исследованиях рассматриваются вопросы специальной и общей психологической готовности ребенка к школе. По мнению ученых, одной из сторон психологической готовности является личностная готовность дошкольника к предстоящему обучению, которая выражается в мотивах учения, в отношении детей к школе, к учителю, к предстоящим школьным обязанностям и положению школьника, в способности сознательно управлять своим поведением [10, с. 5].
Однако высокий уровень интеллектуального развития детей не всегда совпадает с их личностной готовностью к школе, у детей не сформировано положительное отношение к новому образу жизни, предстоящим изменениям условий, правил, требований, что является показателем отношения к школе.
Аналитический обзор литературы позволил определить содержание и структуру понятия положительного отношения к школе, которое включает в себя:
наличие четких представлений о школе и формах школьного поведения;
заинтересованное отношение к учению и учебной деятельности;
наличие социальных мотивов и умение подчиняться школьным требованиям, что в конечном итоге формирует личностную позицию будущего школьника.
Согласно мнению ученых: Н.И. Гуткина [8], Я.JI. Коломинского [11], Е.А. Панько [11] в структуре общей готовности к школьному обучению недостаточное внимание уделяется мотивационному компоненту готовности. Мотивационная готовность детей к обучению представляет собой актуальную...

Похожие материалы:

Курсовая работа: Влияние родительского отношения на самооценку детей старшего дошкольного возраста

Реферат: Воспитание доброжелательности у детей старшего дошкольного возраста

Курсовая работа: Развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста

Реферат: Влияние компьютерных игр на формирование эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста

Курсовая работа: Исследование памяти детей старшего дошкольного возраста