Реферат: Воспитание доброжелательности у детей старшего дошкольного возраста
Оглавление
Введение
Глава 1. Теоретические основы воспитания доброжелательности у детей в старшего дошкольного возраста
.1 Особенности воспитания доброжелательного отношения к сверстникам у старших дошкольников
.2 Значение воспитания доброжелательных отношений в детском коллективе
.3 Методы и приемы воспитания доброжелательного отношения к сверстникам у старших дошкольников
Глава 2. Практическое исследование освоения опыта доброжелательного отношения к сверстникам у детей 6-7 лет
.1 Констатирующий эксперимент.Программа исследования
.2 Контрольный эксперимент. Анализ и интепретация
Заключение
Список литературы
Дата добавления на сайт: 11 августа 2024
Скачать работу 'Воспитание доброжелательности у детей старшего дошкольного возраста':
Оглавление
Введение
Глава 1. Теоретические основы воспитания доброжелательности у детей в старшего дошкольного возраста
.1 Особенности воспитания доброжелательного отношения к сверстникам у старших дошкольников
.2 Значение воспитания доброжелательных отношений в детском коллективе
.3 Методы и приемы воспитания доброжелательного отношения к сверстникам у старших дошкольников
Глава 2. Практическое исследование освоения опыта доброжелательного отношения к сверстникам у детей 6-7 лет
.1 Констатирующий эксперимент.Программа исследования
.2 Контрольный эксперимент. Анализ и интепретация
Заключение
Список литературы
Введение
Доброжелательность - это одна из главных черт гармоничных отношений с людьми. Когда люди доброжелательно относятся друг к другу, то поведение никогда не будет агрессивным. Доброжелательность означает не сомневаться в добрых намерениях, обращать внимание на положительные черты, питать благодарность, доверие и уважение к окружающим.
Проблема воспитания гуманных, доброжелательных отношений в группе дошкольников стояла перед педагогами всегда. Практически все образовательные программы для детей дошкольного возраста содержат раздел «социально-эмоциональное» или «нравственное» воспитание, посвященный формированию положительного отношения к другим людям, социальных чувств, взаимопомощи и пр. Важность этой задачи очевидна, поскольку именно в дошкольном возрасте складываются основные этические инстанции, формируются и укрепляются индивидуальные варианты отношений к себе и к другому человеку. Вместе с тем методы такого воспитания не столь очевидны и представляют собой серьезную педагогическую проблему.
Рост агрессивных тенденций отражает одну из острейших социальных проблем нашего общества. Педагоги в школах отмечают, что агрессивных детей с каждым годом становится больше, с ними труднее работать. Зачастую, учителя, родители просто не знают, как справиться с агрессивным поведением, так как традиционные методы воздействия не способствуют стойкому изменению поведения.
Все родители, чьи дети учатся в школе, знают, как непрост и сложен процесс вхождения в школьную жизнь. Трудности, подстерегающие ребенка уже в самом начале обучения в школе, многолики и прячутся буквально за каждым углом. Зазевается родитель на перепутье дошкольного и школьного возраста - и вот уже учитель записывает его ребенка в категорию "трудных". Тех, которые "...в целом абсолютно нормальны", а в систему обучения массовой общеобразовательной школы не вписываются.
Цель исследования - выявить особенности доброжелательного отношения детей 6-7 лет к сверстникам.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические основы воспитания доброжелательного отношения к сверстникам у детей 6-7 лет.
. Выявить особенности доброжелательного отношения детей6-7 лет к сверстникам.
. Определить методы и приемы освоения опыта доброжелательного отношения детей 6-7 лет к сверстникам.
Объект исследования: Процесс освоения опыта доброжелательного отношения детей 6-7 лет к сверстникам.
Предмет исследования: Особенности доброжелательных отношений детей 6-7 лет к сверстникам.
Очевидна необходимость совершенствования традиционных приемов и методов, а также поиск более новых, более эффективных научно-обоснованных методик для изучения и формирования доброжелательности у детей.
При написании курсовой работы использовалась различная методическая и научная литература по изучаемым вопросам.Дополнить
1. Теоретические основы воспитания доброжелательности у детей 6-7лет старшего дошкольного возраста
.1 Особенности воспитания доброжелательного отношения к сверстникам у старших дошкольников
Интерес к другим детям начинает появляться у ребенка очень рано - уже на первом году жизни. Малыши с любопытством разглядывают сверстника в коляске или на руках у мамы, улыбаются друг другу, пытаются дотронуться до руки или лица. Однако в этом возрасте интерес к сверстнику неустойчив, детские контакты мимолетны, ребенок легко отвлекается и забывает о сверстнике. Ситуация меняется, когда малыш начинает делать свои первые шаги и расстается с прогулочной коляской. Теперь его начинает неудержимо тянуть туда, где играют дети. Но вот он оказывается рядом с ними на детской площадке или в яслях, и начинаются проблемы. То один ребенок дернет другого за волосы, то наступит на него, проходя мимо, то отберет игрушку. При этом негодование и плач ровесника часто оставляют ребенка равнодушным или вызывают у него искреннее удивление. [12, c. 97]
Подобное обращение с ровесником объясняется несколькими причинами. Психологи установили, что примерно до полутора лет ребенок относится к ровеснику скорее как к живой игрушке, чем партнеру по общению. Если посадить рядом с годовалым ребенком куклу и сверстника, можно увидеть любопытную картину: малыш поковыряет глаз у куклы, а потом попытается проделать то же самое со сверстником, похлопает куклу по голове - и повторит это же с другим ребенком. Он будет с любопытством ощупывать его одежду, пробовать на вкус его пальчики и совершать множество других действий чисто познавательного характера. Сверстник для него - пока всего лишь интересный объект для исследования. Почти до двух лет в детских контактах переплетаются человеческие и предметные отношения, затрудняя полноценное общение. А навыков равноправного взаимодействия у детей пока еще нет. Стоит одному из них взять игрушку, как сразу же возникает конфликт. Предмет заслоняет собой сверстника и становится яблоком раздора.
Но постепенно отношение детей друг к другу меняется. На смену обращению со сверстником как с игрушкой приходит новая форма взаимодействия. Бурно нарастает инициатива в контактах, идут на убыль действия с ровесниками как с неодушевленными предметами, отношение детей друг к другу становится более внимательным и деликатным. Другой ребенок все чаще воспринимается как партнер по взаимодействию. На третьем году жизни между детьми возникает особый род контактов: эмоционально-практическое общение. Детям доставляет огромное удовольствие наблюдать друг за другом, подражать действиям, без устали прыгать, кружиться, падать, кувыркаться, "строить рожицы", смеяться, визжать и бросаться игрушками. [9, c. 61]
На первый взгляд, перед нами обыкновенное баловство, скорее бесполезное, чем имеющее какое-то значение для развития ребенка. Однако если внимательно присмотреться к подобным действиям, можно заметить, с каким интересом дети смотрят друг на друга, как синхронно выполняют одни и те же движения, как чутко реагируют на инициативу партнера и сами проявляют инициативу, и наконец, какое удовольствие доставляют им подобные игры. Оказывается, что в ходе таких своеобразных игр дети учатся договариваться друг с другом на понятном им языке действий и сопрягать их с партнером, понимать состояния другого и адекватно реагировать на него, свободно выражать свои эмоции. Подобным образом малыши получают первые уроки общения с ровесниками. Других способов взаимодействия у них пока еще нет, поскольку сопрягать друг с другом действия с предметами они не умеют.
Но не только опыт взаимодействия получают дети в таких эмоциональных играх. Разглядывая ровесника, наблюдая за его действиями и подражая ему, ребенок как бы смотрится в зеркало на самого себя, познавая себя со стороны. Покажите двух-трехлетнему малышу фотографии плачущего, смеющегося или играющего ребенка - и он сразу же вспомнит эпизоды своей жизни, вызвавшие такие же состояния, сравнит себя с изображенным сверстником. Общение с ровесниками в этом возрасте - один из важных путей самопознания и познания другого, период формирования навыков межличностного взаимодействия с равноправным партнером. [12 c. 103]
Помимо чисто эмоционального общения в этом возрасте постепенно возникают и первые детские контакты по поводу предметов. Они пока еще очень просты по содержанию: играя рядом друг с другом, дети иногда обмениваются игрушками, подражают действиям сверстника. Однако подлинно совместной предметной игры еще не возникает.
Итак, на протяжении раннего возраста постепенно складывается и развивается общение детей со сверстниками. И все же в этот период детства потребность в общении с другими детьми не является главной для ребенка. Как только между детьми появляется игрушка, все внимание переключается на нее и на смену веселому и радостному общению часто приходит ссора. Малыши пока еще не умеют распределять свои действия, договариваться друг с другом. Потребность в действиях с предметами оказывается для детей важнее общения со сверстником.
Однако из этого вовсе не следует, что детские контакты не нужно поддерживать. Это тем более важно, если вы собираетесь отдать своего малыша в ясли или он уже посещает их.
С чего следует начинать? Для самых маленьких детей лучше всего организовывать эмоциональные контакты, которые сопровождаются взглядами в глаза друг друга, улыбками, поглаживаниями. Вспомните, как приятен доброжелательный взгляд собеседника, как многое можно выразить взглядом.
Малыши очень любят, когда мамы, папы или бабушки играют с ними в ладушки, сороку-ворону и другие игры-забавы. Их можно организовать и с несколькими детьми. Если к вам в гости пришли друзья с маленьким ребенком, уделите несколько минут совместной игре с малышами. Сядьте вместе с ними и поиграйте с каждым по очереди в сороку-ворону так, чтобы дети могли наблюдать за вашей игрой. А затем организуйте эту же игру между детьми, помогая им водить пальчиками по ладошке друг друга, загибать их, побуждая повторять слова присказки. Повторите игру несколько раз. Точно также можно поиграть и в другие подобные игры. Дети с удовольствием будут играть в "козу рогатую", "по узенькой дорожке", "цап!", прятки, догонялки. Все это будет способствовать установлению доброжелательных отношений между детьми, развитию умения координировать действия. [9, c. 140]
Очень интересны детям и полезны подвижные игры, которые предполагают совместное выполнение одних и тех же действий. В такие игры можно играть с 2-3 малышами дома или на прогулке. Например, поставив детей в кружок, вы предлагаете им вместе попрыгать, потопать ножками, похлопать в ладошки, покружиться, показывая образец действия и задавая ритм движений, сопровождая их детским стишком или песенкой. При этом нужно обращать внимание детей друг на друга, называть их по имени, хвалить за то, как они хорошо и дружно играют. Детям постарше можно предложить самим придумывать какие-нибудь движения или действия с тем, чтобы другие им подражали. Подобные игры хорошо включать в небольшие сюжеты с элементами воображения. Например, дети могут кружиться "как снежинки", прыгать "как зайчики", топать "как медведи", тянуться ручками кверху "как цветочки к солнышку" и пр.
Сближению детей способствуют и хороводные игры. Их также хорошо организовывать с несколькими малышами. Даже самые маленькие дети с удовольствием будут играть в "карусели", "раздувайся пузырь", "каравай". Атмосфера радости, веселья, смена простых движений и их направления, повторяющиеся слова-припевки, приятные телесные ощущения - все это располагает детей к продолжению общения, обогащает их коммуникативный опыт.
Несмотря на то, что предметы и игрушки иногда вызывают ссоры детей, их не следует исключать из взаимодействия. Здесь также важно участие взрослого, который помогает малышам обмениваться игрушками, устанавливать очередности в действиях, достигать общей цели. Начинать такие игры лучше всего с предметов, которые хорошо знакомы малышам - это сократит вероятность конфликтов. К совместным играм с предметами относятся, например, игры с мячами, которые можно перекатывать, бросать, толкать ножкой друг к другу. Интересную игру можно организовать, если дать двум малышам одинаковые пирамидки и предложить им сначала разобрать и собрать их самостоятельно, а потом - вместе, подавая друг другу колечки и нанизывая их на один стержень. Из кубиков можно вместе построить башню, заборчик или длинный поезд, гараж или домик. С помощью лески и крупных бусин (макарон, колечек) можно сделать бусы для большой куклы и друг для друга. [6, c. 45]
Огромное удовольствие доставят детям игры с бумагой и красками. Разложите на полу или на столе большой лист ватманской бумаги или кусок обоев, приготовьте гуашевые краски, кисточки или поролоновые печатки по числу участников игры. Нарисуйте несколько домиков в разных углах листа, скажите детям, что это их домики, и что они могут ходить друг к другу в гости. Предложите им, макая кисточки в краску, делать следы на бумаге, "шагая" друг к другу. То же самое можно делать с помощью печаток или даже пальчиками. Эту игру можно разнообразить, например, нарисовать на бумаге озеро или лесную полянку с деревьями и с помощью тех же изобразительных средств вместе рисовать рыбок в озере или птичек на деревьях. Вы можете также обводить карандашом или фломастером детские ладошки, а малыши будут их сравнивать.
Совместные игры можно организовать с песком, изготавливая из него с помощью формочек куличики, делая горки или тоннели, с водой, пуская друг другу кораблики или мыльные пузыри.
Для расширения опыта общения с другими детьми очень полезно устраивать совместное чтение книжек. Малыши вместе с взрослым могут рассматривать иллюстрации, называть нарисованные предметы, обмениваться впечатлениями. Это будет способствовать не только развитию общения, но и речи детей.
Помогая детям наладить контакты, старайтесь участвовать в совместной игре в качестве равноправного участника. Поддерживайте инициативу малышей, радуйтесь вместе с ними полученному результату, привлекайте их внимание к действиям друг друга, поощряйте проявления сочувствия. Старайтесь хвалить детей и привлекать к похвале друг друга. Ведь самое важное в дружбе - это доброе и внимательное отношение. [12, c. 62]
В центр современного воспитательного процесса ставится личность ребенка с присущим ей своеобразием характера и поведения. Целью воспитательного процесса становится развитие гуманистической направленности личности в отношении к людям, начиная с дошкольного возраста (Л.К. Артемова, Т.К. Ахаян, Т.И. Бабаева, Р.С. Буре, В.К. Котырло, В.А. Ситаров, С.Г. Якобсон и др.). Гуманистическая направленность представляет собой совокупность нравствен-но-психологических свойств личности, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку (В.В. Абраменкова). Как качество личности гуманность формируется в процессе взаимоотношений с другими людьми. Во все века ценились такие человеческие качества, как доброжелательность, милосердие, бескорыстие, умение сочувствовать, содействовать.
Величайшие мыслители - Демокрит (ок. 470 г. до н.э.), Сократ (469 г. до н.э.)» Аристотель (384 г. до н.э.) и др., сформулировали первые педагогические идеи и рекомендации нравственного воспитания детей. Философы древности представляли себе человека средоточием фундаментальных добродетелей. Сложилось даже понятие «калокагатии», т.е. гармоничное сочетание внешних физических и внутренних духовных достоинств человека как идеал воспитания. По мнению философов всех времен чрезвычайно важно развивать духовный мир человека в соответствии с критериями Гармонии, Добра, Красоты. В их трудах подчеркивается мысль, что источники развития личности заложены в ней самой, но для эффективности роста требуются благоприятные условия, стимулирующие и способствующие развитие в соответствии с названными критериями. В отечественной педагогике проблема воспитания гуманных и, следовательно, доброжелательных отношений традиционно занимала видное место. Анализ взглядов педагогов и мыслителей России, М.В. Ломоносова, А.Н. Радищева, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского и др., позволил обнаружить наличие во взглядах понятия «направленность личности» как проявления доброжелательного отношения детей к окружающим под влиянием сформированных нравственных чувств.
Со времен Демокрита и до наших дней, развитие доброжелательных отношений человека это главная задача для формирования нравственности и занимает ведущее место в педагогической системе.
Материалы исследований в области дошкольной педагогики свидетельствуют не только о необходимости, но и возможности воспитания гуманного, а, следовательно, и доброжелательного отношения к сверстникам. Исследования показали, что детские отношения - это та сфера нравственного воспитания, которой необходимо заниматься, чтобы не упустить благоприятный период развития личности.
Учитывая то, что социальная направленность личности проявляется и формируется в отношениях (В.Н. Мясищев), чрезвычайно важно, чтобы доминирующими были гуманные отношения, одним из важных компонентов которых является доброжелательность. Доброжелательные отношения - продукт социально обусловленного содержания общения. Общение, будучи важнейшей социальной потребностью развивающейся личности, неотделимо от отношений. Исследования показали, что старшая дошкольная группа представляет собой сложный социальный организм, в котором действуют общие и возрастные социально-психологические закономерности. В процессе внутригруппового общения дети вступают в различные типы взаимоотношений друг с другом. Исследователи считают, что в дошкольной группе преобладающей является система личностных эмоциональных отношений, которые возникают в процессе общения, игры и других видов деятельности.
.2 Значение воспитания доброжелательных отношений в детском коллективе
Практика работы с детьми в детских коллективах и изучение трудов психологов В.В. Абраменковой, Л.Н. Башлаковой, Д.П. Лаврентьевой, М.И. Лисиной, Л.П. Почевериной, Е.В. Субботского и т.д. по проблемам взаимоотношений дошкольников в коллективе показывают, что между детьми существуют сложные отношения, которые несут на себе отпечаток реальных социальных отношений, имеющих место во «взрослом обществе». [9, c. 58]
Дети тянутся к сверстникам, но, попадая в детское общество, не всегда могут установить конструктивное отношение с другими детьми.
Наблюдения показывают, что нередко в группе между детьми возникают взаимоотношения, которые не только не формируют у детей гуманных чувств друг к другу, а, наоборот порождают эгоизм, агрессивность, как качества личности.
В каждой группе есть обычно несколько чрезвычайно активных детей, которых педагоги нередко считают «ядром» группы, поддерживают и опираются на них в своей педагогической деятельности. С другой стороны, в группе есть дети, которые находятся как бы в подчинении у первых. Такая «поляризация» вредно отражается на развитии личности и тех, и других. У первых развивается повышенная самооценка, стремление любой ценой быть впереди всех, жестокость по отношению к более пассивным детям. У тех же детей, которые не входят в «ядро», развивается либо угодничество, стремление любой ценой обеспечить себе покровительство «главного», либо замкнутость, недоверие к людям и т.д. Такие дети чувствуют себя неуверенно, неуютно в группе сверстников и нередко с большой неохотой идут в детский коллектив.
В психологии взаимоотношений отмечается, что дошкольный возраст - начальный этап формирования взаимоотношений между детьми.
Одной из основных потребностей детей дошкольного возраста...
Похожие материалы:
Реферат: Воспитание положительного отношения к школе у детей старшего дошкольного возрастаКурсовая работа: Влияние родительского отношения на самооценку детей старшего дошкольного возраста
Реферат: Агрессивность детей старшего дошкольного возраста
Реферат: Характеристика пространственно-временных представлений у детей старшего дошкольного возраста с минимальными проявлениями дизартрии
Дипломная работа: Влияние родительских отношений на развитие и преодоление тревожности у детей старшего дошкольного возраста