Реферат: Взаимосвязь уровня агрессивности и поведения в конфликтной ситуации подростков
Актуальность темы: Можно констатировать, что на сегодня наиболее впечатляющие результаты в изучении природы и механизмов агрессивного и конфликтного поведения детей достигнуты именно в психологической науке. Но вполне естественно, что в этой интересной, сложной и интенсивно изучаемой области все еще остается много нерешенных проблем, и нет ответов на многие вопросы.
Дата добавления на сайт: 26 августа 2024
Скачать работу 'Взаимосвязь уровня агрессивности и поведения в конфликтной ситуации подростков':
Министерство образования Республики Беларусь
Государственное учреждение образования
«Белорусский государственный педагогический университет им. Максима Танка»
Факультет социально-педагогических технологий
Кафедра возрастной и педагогической психологии
Курсовая работа
«Взаимосвязь уровня агрессивности и поведения в конфликтной ситуации подростков»
Минск 2009
Оглавление
Введение
Глава 1 Теоретический анализ психологических особенностей
личности агрессивных подростков в конфликтной ситуации
.1 Агрессия. Основные подходы к исследованию агрессии в зарубежной и отечественной психологии
.2 Конфликт. Типология конфликта. Причины возникновения конфликтов
Выводы
Глава 2. Эмпирическое исследование агрессивности в конфликтной ситуации
.1 Организация и проведение эмпирического исследования
.2 Изучение уровня агрессивности у подростков
.3 Эмпирическое исследование стиля поведения в конфликтной ситуации
.4 Сводные данные проведенного исследования
Выводы
Заключение
Литература
Введение
Актуальность темы: Можно констатировать, что на сегодня наиболее впечатляющие результаты в изучении природы и механизмов агрессивного и конфликтного поведения детей достигнуты именно в психологической науке. Но вполне естественно, что в этой интересной, сложной и интенсивно изучаемой области все еще остается много нерешенных проблем, и нет ответов на многие вопросы.
Статистика свидетельствует о росте отклоняющегося поведения среди лиц различных социальных и демографических групп. Особенно трудно в этот период оказалось подросткам. Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющихся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.). В настоящее время проблема агрессии и конфликтных ситуаций актуальны, так как мы сталкиваемся с ними каждый день. Мы живем в мире конфликтов. Каждый день в дали от нас и рядом с нами вспыхивают конфликты между отдельными людьми. В семье, на работе, в походе, на отдыхе. Агрессивность - это неотъемлемое качество сознания, организующее его деятельность; это сила, с помощью которой человек выражает свою любовь или ненависть к окружающему миру и самому себе, пытается удовлетворить свои инстинкты. В более широком понимании - это напряжение противостоящих начал: жизни и смерти, любви и ненависти, миролюбия и агрессии, «Я» и общества.
Естественной сознательной или бессознательной реакцией человека является ответная агрессия (контрпринуждение), вытекающая из стремления к самостоятельности и уникальности.
К проблемам возникновения и эффективного разрешения конфликтов, проведение переговоров и поиска согласия проявляют огромный интерес не только профессиональные психологи и социологи, но и политики, руководители, педагоги, социальные работники, словом все те, кто в своей практической деятельности связан с проблемами взаимодействия людей. К сожалению, этот все возвращающийся интерес в немалой степени связан с ростом напряженности в разных сферах социального взаимодействия, с острой потребностью в различных общественных структур, и отдельных людей в практической помощи в разрешении конфликтов.
Проблема конфликтов и агрессивности является фундаментальной для психологической науки. Во многих теоретических подходах психологические конфликты и агрессивность, их характер и содержание становятся основой объяснительных моделей личности. Агрессивность, противоречия, конфликты являются источником развития личности, определяют ее конструктивный и деструктивный жизненный сценарий. Таким образом, проблема конфликта и агрессивности проходят через разные области психологического знания.
Цель: Изучить и выявить особенности проявления агрессии в конфликтной ситуации у подростков.
Задачи:
. Анализ литературы по указанной теме.
. Определить психологические особенности агрессии в конфликтной ситуации у подростков.
. Анализ и интерпретация полученных результатов.
Объект: агрессивность и конфликтная ситуация
Предмет: психологические особенности проявления агрессивности в конфликтной ситуации.
Гипотеза: существует ли взаимосвязь уровня агрессивности и поведения в конфликтной ситуации.
Методы исследования:
Анализ литературы по проблеме исследования.
Тестирование
анкетирование
опрос
Методология: Основу курсовой работы составляют философские, психолого-педагогические концепции таких ученых как: Л. С. Выготский (культурно-историческая концепция), В. А. Янчук (интегративно-эклектический подход), Методологические принципы: принцип детерминизма, принцип системности, принцип развития, принцип единства сознания и деятельности, принцип историзма, принцип отражения.
Методики: Методика исследования агрессивного поведения подростков Басса-Дарки, методика предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса
База: Исследование проводилось в средней школе № 11 Октябрьского района г. Минска. Выборочная совокупность: 43 учащихся в возрасте от 15 до 17 лет.
Структура и объем курсовой работы: Данная курсовая работа состоит из введения, основной части и заключения. Так же в данной курсовой работе имеется приложение. Основная часть делиться на теоретическую и практическую. Объем курсовой работы - 34 страницы.
Глава 1. Теоретический анализ психологических особенностей личности агрессивных подростков в конфликтной ситуации
.1 Агрессия. Основные подходы к исследованию агрессии в зарубежной и отечественной психологии
Для выделения личностных особенностей агрессивных подростков необходимо выяснить психологическое содержание самих понятий - «агрессия», «агрессивность».
Термин «агрессия» сегодня часто употребляется в широком контексте. Для научного осмысления природы человеческой агрессивности необходимо уточнение смысла и значения этого понятия. Агрессивность изучалась с древних времен и каждый из ученых рассматривал это понятие по-разному.
Агрессивность по Петровскому это - (фр. agressif) - устойчивые черты личности - готовность к поведению агрессивному. Уровни агрессивности определяются как научением в процессе социализации, ориентацией культурно-социальной нормы важные из которых - нормы социальной ответственности и нормы возмездия за акты агрессии. Важная роль принадлежит и таким ситуационным параметрам, как истолкование намерений окружающих, возможность получения связи обратной, провоцирующее влияния оружия и др.
Агрессивность - одна из важных установок, коренящаяся в садистической фазе либидо. Выражается в стремлении к наступлению или насильственным действиям, направленные на нанесение ущерба или на уничтожении объекта наступления. [20, с 23]
Смирнова рассматривала агрессию как - (лат. aggressio) - индивидуальное или коллективное поведение или действие, направленное на нанесение физического или психического вреда либо даже на уничтожение другого человека или группы.
Основные формы агрессии - агрессия активная, агрессия враждебная, агрессия инструментальная и автоагрессия. Для форм агрессии, развивающихся в таких массовых социальных явлениях, как террор, геноцид, столкновения расовые, религиозные, идеологические, типичны сопровождающие их процессы заражения и взаимной индукции, стереотипизации представлений в создаваемом «образе врага». Готовность к поведению агрессивному рассматривается как устойчивая черта личности - агрессивность. [1, с 12]
Вайнштейн писал про агрессию, что это один из механизмов психологической защиты. Возникает как защита от фрустрации, при этом направляется не на фрустирующий фактор, а на некий вторичный объект, ошибочно принимаемый за источник фрустраций. [7,с 340]
Мюррей рассматривал агрессию как нападение и оскорбление другого человека. Борьба, силовое противостояние, унижение, причинение вреда, обвинение или принижение достоинства другого человека. Мщение за нанесенные обиды.
Почему люди, в том числе и подростки, действуют агрессивно, какие меры необходимо принять, чтобы предотвратить подобное деструктивное поведение?
Эти вопросы занимали лучшие умы человечества на протяжении многих веков и рассматривались с разных позиций - с точки зрения философии, поэзии, религии. [15, с 36]
В нашем столетии данная проблема стала предметом систематического научного исследования, но не на все вопросы, возникающие в связи с проблемой агрессии, имеются ответы.
. Человеческая агрессия предполагает наличие многих факторов, присущих исключительно людям и обуславливающих их поведение (мстительность, расовые этические предрассудки).
. Агрессия с точки зрения социальной позиции. Необходимы знания социальных ситуаций и факторов как способствующих, так и сдерживающих агрессию. Когда люди характеризуют кого-то как агрессивного, они могут сказать, что оскорбляют других или, часто недружелюбны, или они, будучи достаточно сильными, пытаются делать всё по- своему, или, может быть, что они твёрдо отстаивают свои убеждения, или, возможно без страха бросаются в омут неразрешённых проблем. В некоторых случаях агрессоры могут скрывать свои стремления причинить боль или страдания другим. Агрессию важно определить не только как поведение, причиняющие вред или ущерб другим, но и как любые действия, имеющие целью достижения негативных последствий.
Агрессия предполагает или ущерб или оскорбление жертвы, следует, что нанесение телесных повреждений является обязательным. Результат агрессии - негативные последствия. Помимо оскорблений, такие проявления, как выставление кого-либо в невыгодном свете, очернение, осмеяние, лишение чего-то необходимого, отказ в любви, нежности при определённых обстоятельствах можно назвать агрессивными.
Проявление агрессии у людей бесконечны и многообразны, А. Басс выделил три основных шкалы, в которых можно описать агрессивные действия: 5, с 15.
физическая - вербальная;
активная - пассивная;
прямая - непрямая.
Категории агрессии по А. Басу:
Таблица №1.1
№ тип агрессии примеры
1 ФИЗИЧЕСКАЯ Активная - прямая Применение силы по отношению к другому человеку, нанесение телесных повреждений, избиение, нанесение ударов холодным оружием, ранение при помощи огнестрельного оружия.
2 Активная - непрямая Агрессия, которая окольными путями направлена на другое лицо .
3 Пассивная - прямая Стремление физически не позволить другому человеку достичь желаемой цели или заняться желаемой деятельностью.
4 Пассивная - прямая Отказ от выполнения необходимых задач: отказ освободить территорию во время демонстрации.
1 ВЕРБАЛЬНАЯ Активная - прямая Словесное оскорбление, критика, унижение другого человека.
2 Активная - непрямая Распространение злостной клеветы, сплетен о другом человеке.
3 Пассивно - прямая Отказ разговаривать с другим человеком, отвечать на вопросы.
4 Пассивная - непрямая Отказ дать определенные словесные пояснения, объяснения.
Существовало и существует множество точек зрения, что считать агрессией. Первое положение: агрессия - это любое поведение, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим. Следующее положение: чтобы те или иные действия были квалифицированы как агрессия, они должны включать в себя намерение обиды или оскорбления. Или, третье положение агрессия - это попытка нанесения другим телесных или физических повреждений. В настоящее время большинство психологов принимают следующее определение:
Агрессия - это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или нанесение вреда другому живому существу, не желающего подобного обращения. 5, с 18.
Некоторые авторы агрессию рассматривают как модель поведения, а не как эмоцию, мотив, установку 5, с 20. Термин «агрессия» часто ассоциируется с негативными эмоциями как гнев, злость; с мотивами, как желание оскорбить, навредить; с установками, как расовые и этнические предрассудки. Несмотря на то, что эти факторы играют важную роль в поведении, результатом которого становится причинение ущерба, их наличие не является необходимым условием для подобных действий. Злость, гнев вовсе не являются необходимым условием нападения на других, применением силы. Негативные эмоции, мотивы, установки не всегда сопровождаются прямыми действиями и нападками на других людей. В определении агрессии предполагаются действия, в которых агрессор намеренно причиняет ущерб своей жертве, остаются невыясненными многие вопросы.
. Как объяснить, что агрессор по свободной воле оскорбил жертву, как один человек намерен навредить другому.
. Намерение - это личные, скрытые, недоступные прямому наблюдению замыслы.
Однако, иногда, намерения причинить вред устанавливаются просто: агрессор сам признается в желании навредить своим жертвам и сожалеет, что их нападки были безрезультатные.
Таким образом, агрессия, в какой форме она не проявлялась, представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу, имеющему все основания избегать подобного с собой поведения, обращения. Она характеризуется следующими особенностями:
. Агрессия обязательно подразумевает преднамеренное целенаправленное причинение вреда жертве.
. В качестве агрессии может рассматриваться только такое поведение, которое подразумевает причинение вреда или ущерба живым организмам.
. Жертва должна обладать мотивацией избегания подобного с собой обращения.
Агрессия представляет собой совокупность показателей: физической, косвенной, вербальной агрессии.
Физическая агрессия - причинение боли или повреждения другому человеку: человек сводит скулы, шею, скрипит зубами, просыпается с зажатыми кулаками, предпочитает смотреть агрессивные фильмы, сцены насилия.
Вербальная агрессия - использование речевых средств, наносящих боль, оскорбления. Это могут быть:
а). Многочисленные отпоры;
б). Отрицательные отзывы и критические замечания;
в). Выражение отрицательных эмоций - недовольство другими в форме брани, затаенной обиды, недоверия, ярости, ненависти;
г). Высказывание мыслей и желаний агрессивного характера, проклятий;
д). Оскорбления, упреки обвинения;
е). Угрозы, вымогательства, принуждения.
Кроме того простой крик - часто носит агрессивный характер.
Прямая агрессия направлена против жертвы. При косвенной агрессии - жертва не присутствует, но против нее или группы людей, которые ее окружают, распространяется клевета. Агрессия может проявляться у отдельных индивидов или в группе в разных формах: ярко выраженной - драчливость, грубость, задиристость; в скрытой форме - недоброжелательность, озлобленность.
Существует мнение, что когда человек не чувствует себя обиженным, ущемленном, то он не злится. Злость ослепляет - она опасная вещь, которой можно нанести вред другому живому существу. Качества агрессии носят явную и скрытую форму:
Ярость, вспышка гнева;
Гнев
Полная пассивность, страх;
Сознательный уход от деятельности;
Скука;
Депрессия - длительно подавленный гнев;
Сарказм, грубые шутки, унижение другого;
Эгоцентризм, гордыня.
Таким образом, агрессия, в какой форме она не проявлялась, представляет такой способ поведения, направленный на причинение вреда другому живому существу, не желающему с собой такого обращения.
Проблемы насилия, агрессии стали объектом исследования многих теоретических направлений. Следует отметить, что ни одна из теорий не может дать полные и всеобъемлющие ответы на эти вопросы, но позволяет изучить и объяснить определенный аспект проблемы.[5, с 32].
Агрессию следует рассматривать как модель поведения, а не как эмоцию, мотив или установку. В таком качестве она является открытой для прямой модификации и может быть ослаблена с помощью многих процедур. И, наконец, агрессия может как усиливаться, так и подавляться за счет таких аспектов ситуации, которые влияют на степень и характер личностного самоанализа. [5, с. 187].
.2 Конфликт. Типология конфликта. Причины возникновения конфликтов
Проблема конфликтных взаимодействий привлекает пристальное внимание ученых и находит отражение в целом ряде работ отечественных и зарубежных психологов (А.Я.Анцупов, М.В. Афонькова, Н.В. Гришина, А.И. Донцов, А.А. Ершов, А.Г. Здравомыслов, Л.А. Петровская, Т.С Сулимова, К. Боулинг, Р. Дарендорф, М . Дейч, Л. Козер, К. Левин, Г. Зиммель и др.).
Слово «конфликт» происходит от латинского conflictus - «столкновение» и практически в неизменном виде входит в другие языки. Анализ определений конфликта, принятых в различных современных неспециальных энциклопедиях, обнаруживает множество сходств в их интерпретации. Как правило, содержание понятия конфликта раскрывается через следующие значения:
. Состояние открытой, часто затяжной борьбы; сражение или война.
. Состояние дисгармонии в отношениях между людьми, идеями или интересами; столкновение противоположностей.
. Психическая борьба, возникающая как результат одновременного функционирования взаимно исключающих импульсов, желаний или тенденций.
. Противостояние характеров или сил в литературном или сценическом произведении, в особенности главная оппозиция, на которой строится сюжет.
Упорядочить разнообразие определений конфликта непросто, ведь как пишет. Ф.Е. Василюк, «если задаться целью, найти дефиницию, которая не противоречила бы ни одному из имеющихся взглядов на конфликт, она звучала бы абсолютно бессодержательно: конфликт - это столкновение чего-то с чем-то» [6, с. 42].
Конфликт - это столкновение противоположных интересов, взглядов; серьезное разногласие, острый спор. Существует несколько видов конфликтов: Внутриличностный,
Межгрупповой,
Межличностный,
Невротический,
Организационный,
Патогенный,
Продуктивный (конструктивный),
Психический,
Этнический,
Я и сверх-я [1, с 54-58]
А.Г. Здравомыслов, автор наиболее фундаментальной отечественной монографии по проблемам социологии конфликта, пишет, что конфликт - это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточка социального бытия. Эта форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями. [12, с. 94].
По словам Р. Дарендорфа, наиболее известный западный исследователь социального конфликта, определяет его как «любое отношение между элементами, которое можно охарактеризовать через объективные («латентные») или субъективные («явные») противоположности».
Конфликт социальный складывается и разрешается в конкретной социальной ситуации в связи с возникновением требующей разрешения социальной проблемы. Он имеет вполне определенные причины, своих социальных носителей (классы, нации, социальные группы и т.д.), обладают определенными функциями, длительностью и степенью остроты". Это определение, схватывая основную суть дела, не отражает всех черт конфликта - его психологизма в частности.
Социальный конфликт - это прежде всего форма отношений между субъектами по поводу разрешения острых противоречий, возникших в процессе их взаимодействия. В зависимости от аспекта анализа авторы дают определению...
Похожие материалы:
Курсовая работа: Исследование взаимосвязи уровня эмпатических способностей и стратегии поведения в конфликтной ситуацииКурсовая работа: Взаимосвязь ценностных ориентаций и способов поведения в конфликтной ситуации у студентов
Курсовая работа: Взаимосвязь особенностей самооценки и уровня конформности в группе младших подростков
Реферат: ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ
Курсовая работа: ВЗАИМОСВЯЗЬ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ И АГРЕССИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ