Реферат: Развитие зрительного восприятия детей дошкольного возраста

Проблема развития зрительного восприятия детей дошкольного возраста чрезвычайно актуальна и занимает особое место в сфере психолого-педагогического исследования.
Зрительное восприятие имеет огромное значение для разных сторон психического развития ребенка . Под влиянием восприятия развивается речь. Развитие речи теснейшим образом имеет связь с расширением круга представлений ребенка об окружающих его объектах, предметах и явлениях.

Дата добавления на сайт: 24 августа 2024


Скачать работу 'Развитие зрительного восприятия детей дошкольного возраста':


Содержание
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
.1 Психологическая характеристика восприятия
.2 Особенности развития детей дошкольного возраста
.3 Особенности зрительного восприятия у дошкольников с нарушением речи
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ ПЯТИЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА
.1 Методика «Чего не хватает на этих рисунках?»
.2 Методика «Какие предметы спрятаны в рисунках?»
.3 Методика «Чем залатать коврик?»
.4 Методика «Узнай, кто это?»
.5 Методика оценки уровня развития зрительного восприятия детей 5-7,5 лет (М.М. Безруких)
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ, ПОЛУЧЕННЫХ В ХОДЕ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ ПЯТИЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА
.1 Результаты, полученные при проведении методики «Чего не хватает на этих рисунках?»
.2 Результаты, полученные при проведении методики «Какие предметы спрятаны в рисунках?»
.3 Результаты, полученные при проведении методики «Чем залатать коврик?»
.4 Результаты, полученные при проведении методики «Узнай, кто это?»
.5 Результаты, полученные при проведении методики оценки уровня развития зрительного восприятия детей 5-7,5 лет (М.М. Безруких)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Проблема развития зрительного восприятия детей дошкольного возраста чрезвычайно актуальна и занимает особое место в сфере психолого-педагогического исследования.
Зрительное восприятие имеет огромное значение для разных сторон психического развития ребенка . Под влиянием восприятия развивается речь. Развитие речи теснейшим образом имеет связь с расширением круга представлений ребенка об окружающих его объектах, предметах и явлениях.
Исследованием проблемы зрительного восприятия занимались: А. Запорожец, А.Ю. Лурия, Д.Б. Эльконин, Р.Е.Левина, Л. А. Венгер, М.М. Безруких.
Цель исследования - изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме изучения особенностей зрительного восприятия у детей пятилетнего возраста, составить и апробировать диагностическую программу, направленную на изучение особенностей зрительного восприятия у детей пятилетнего возраста.
Объект исследования - развитие восприятия у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - изучение особенностей зрительного восприятия у детей пятилетнего возраста.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что для изучения особенностей зрительного восприятия у детей пятилетнего возраста может быть использована диагностическая программа, включающая в себя следующие методики: «Чего не хватает на этих рисунках?», «Какие предметы спрятаны в рисунках?», «Узнай, кто это?», методика оценки уровня развития зрительного восприятия детей 5-7,5 лет (М.М. Безруких)
Для проверки данной гипотезы требуется решить следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и научную литературу по проблеме изучения зрительного восприятия у детей пятилетнего возраста;
. На основе анализа психолого-педагогической литературы выявить особенности развития зрительного восприятия у детей пятилетнего возраста;
. Составить и апробировать диагностическую программу, направленную на изучение особенностей зрительного восприятия у детей пятилетнего возраста;
. Проанализировать результаты, полученные в ходе применения данной диагностической программы, сформулировать выводы и рекомендации.
Методы исследования:
.Теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы по исследуемому вопросу;
.Эмпирические методы: констатирующий эксперимент, тестирование. В ходе эксперимента использовалась диагностическая программа, включающая в себя следующие методики: «Чего не хватает в этих рисунках?», «Какие предметы спрятаны в рисунках?», «Узнай, кто это?», методика оценки уровня развития зрительного восприятия детей 5-7,5 лет (М.М. Безруких);
.Методы обработки данных: количественный и качественный анализ полученных результатов.
Экспериментальная база исследования: исследование проводилось в мае 2014 года среди воспитанников дошкольного образовательного учреждения №115 города Тулы. Всего в исследовании приняли участие 15 дошкольников в возрасте 5 лет.
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
.1 Психологическая характеристика восприятия
Восприятие - это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств [19, с. 201].
Выступает основным познавательным процессом чувственного отражения окружающего мира, его предметов и явлений при их прямом действии на чувственные органы. Оно выступает основой мышления и практической деятельности человека, основой ориентирования личности в окружающей обстановке, в обществе в целом [18, с. 171].
Восприятие подлежит рассмотрению как интеллектуальный процесс, в основе которого лежит активный поиск признаков, требуемых для создания образа предмета.
Последовательный порядок этого процесса необходимо представить таким образом:
) выделить из многообразия получаемой информации какой-то определенный ряд сигналов и прийти к выводу, что такие сигналы имеют отношение к одному предмету;
) найти в памяти близкое по составу ощущение комплекса признаков, а затем сравнить с ним воспринятый предмет;
) последующий поиск добавочных признаков предмета, позволяющий удостоверить правильность итога восприятия или опровергнуть решение.
В структуре восприятия отделяют две основные подструктуры: виды восприятия и свойства восприятия.
Виды восприятия делятся на: простые, сложные, а также специальные. К специальным видам относят восприятие пространства, времени, движения. К более простым видам относят восприятие величины, формы предметов, их цвета.
Свойства восприятия характеризуются: объемом, целостностью, структурностью, осмысленностью.
Зрительное восприятие представляет собой совокупность процессов построения зрительного образа окружающей действительности [2, с. 13].
Зрительному восприятию отводится важная роль в воспринимаемой человеком информации в общем информационном потоке, оно выступает сложным системным психическим и физиологическим процессом, который включает разнообразные операции: восприятие, кодирование и анализ свойств объекта, его мультимодальную конвергенцию, идентификацию (опознание), оценивание его значимости, принятие решения в соответствии с мотивом и целью перцептивной деятельности [1, с. 37].
Огромная роль зрительного восприятия в развитии психики и жизнедеятельности личности, обусловливает особый исследовательский интерес и изучению данного феномена.
В качестве методологической основы изучения зрительного восприятия, являющегося предметом изучения как психологических, так и педагогических научных исследований, выступает: теория развития высших психических функций (Л.С. Выготский); теория функциональных систем (П.К. Анохин); теория психофизиологических основ психических процессов (Б.М. Теплов, Е.Н. Соколов); теория единства обучения и психического развития ребенка (П.П. Блонский, В.В. Давыдов); теория деятельности (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев); теория системной организации психических процессов (Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов) [13, с. 145].
В современной отечественной общей и специальной психологии зрительное восприятие, прежде всего, рассматривается как система перцептивных и опознавательных действий (Л. А. Венгер, Л.П. Григорьева, А.И. Зотов, А. В. Запорожец, В. П. Зинченко, Т. П. Зинченко, Л.И. Солнцева и др.). Однако, если исследовательский интерес общих психологов в основном сосредоточен на исследовании хода становления и развития восприятия в различные возрастные периоды жизни человека, то специальные психологические исследования изучают как своеобразие проявлений свойств и качеств восприятия, реализующегося в условиях различных нарушений развития, так и факторы, которые влияют на его становление [8, с. 236].
Несформированность зрительного восприятия к концу дошкольного возраста, даже в условиях нормального зрения, негативно влияет на развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.), вызывает значительные затруднения в овладении детьми школьными навыками, оказывает негативное влияние на мотивацию учебной деятельности (А. В. Запорожец, В. П. Зинченко, Т. П. Зинченко. Л. А. Венгер и др.) [7, с. 451].
Восприятие реализовывается в процессе интеграции внимания, памяти, общей организации деятельности и т.п., а также сложной многокомпонентной структурой. Показатели, которые отражают сформированность системы зрительного восприятия, это: зрительно-моторная интеграция, помехоустойчивость, константность и зрительно-пространственное восприятие, которые обеспечивают адекватное отражение предметов и явлений окружающей действительности.
Таким образом, зрительное восприятие - совокупность процессов построения зрительного образа окружающего мира. Играет огромную роль в психическом развитии и жизнедеятельности человека.
1.2 Особенности развития детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст представляет собой этап психического развития от 3 до 6-7 лет. Выделяют три периода: младший дошкольный возраст (3-4 года), средний (4-5 лет) и старший (5-7 лет). Дошкольный возраст является продуктивным для психического развития ребенка. В данный возрастной период ребенок производит заметный рывок в личном психическом развитии. В начале данного периода у него вырабатываются такие познавательные процессы, как ощущение, непроизвольное внимание, накоплен опыт, словарный запас и он понимает направленную к нему речь. Благодаря данным достижениям ребенок дошкольного возраста принимается энергично изучать и осваивать окружающий мир и действительность, и в ходе такого освоения развивается восприятие [6, с. 140].
Восприятие выступает ведущим познавательным процессом дошкольного возрастного периода, выполняющий функцию объединения: объединяет свойства объектов в цельный образ предмета; все познавательные процессы в совместной скоординированной работе по переработке и приобретению информации и весь приобретенный опыт об окружающей обстановке.
Наиболее распространенные и глубокие знания об окружающем мире ребенок получает благодаря восприятию. Восприятие выступает составной частью познания чувств. В процессе восприятия у детей дошкольного возраста формируется единый образ предмета или явления. Такая особенность восприятия обусловлена тем, что оно имеет ряд сущностных характеристик.
Первая характеристика связана с физиологической основой восприятия, обусловленной взаимодействием различных анализаторов или отдельных их компонентов, что способствует образованию динамических стереотипов, необходимых для оценочной и творческой деятельности дошкольников. В результате чего у ребенка возникает художественно-изобразительный образ. Важно помнить, что восприятие, представляющее собой некую совокупность различных ощущений, не сводится к простой сумме этих ощущений.
Вторая характеристика строится на психологической основе восприятия, определяемой взаимодействием, отдельными сочетаниями различных ощущений. В ходе восприятия вместе с ощущениями активизируется имеющийся художественно-изобразительный, эстетический опыт, основанный на знаниях, представлениях детей об искусстве. Именно на этом опыте выстраивается процесс познания, поскольку для его реализации необходим момент соотнесения воспринимаемых произведений с ранее изученными. Это связано с тем, что познание не одномоментный процесс, а скорее накопительный, поэтому важно, чтобы каждое воспринятое произведение было некой ступенькой для ребенка в изучении искусства. Восприятие находится в промежуточном положении между ощущением и мышлением в целостном процессе познания.
Третья характеристика обусловлена духовной сферой. При восприятии какого-либо произведения не всегда можно объяснить степень его эстетического воздействия только с позиции физиологии и психологии. Есть моменты в восприятии, которые не поддаются рациональному анализу. Если говорить о ребенке-дошкольнике, то можно заметить, что очень многие закономерности искусства он использует интуитивно, не осознанно. То же происходит и в процессе восприятия произведений. Некоторые образы дети объясняют как-то особенно неравнодушно, пытаясь почувствовать их изнутри. Именно почувствовать, а не внешне прочитать идею, глубоко скрывающуюся за символами, знаками, атрибутами. В таком случае следует говорить о неком катарсисе, в котором ребенок принимает участие совместно с автором.
Восприятие дошкольника является непроизвольным. Дети не умеют управлять своим восприятием, не способны самостоятельно анализировать определенный предмет. В предметах дошкольники примечают не основные признаки, не самое значительное и важнейшее, а то, что красочно выделяет их на фоне прочих предметов: окраску, величину, форму [17, с. 28].
Процесс развития детского восприятия в дошкольном детстве был подробно исследован Л. А. Венгером. В возрастной период от 3 до 7 лет у ребенка вырабатывается способность в уме разделять видимые предметы на некоторые части, а после объединять их в единственное целое. Дошкольник учится, помимо контура, выделять структуру предметов, их особенности в пространстве и соотношения частей [6, с. 41].
Восприятие активно формируется в течение всего дошкольного возраста под воздействием различной деятельности ребенка: лепки из пластилина и прочих материалов, рисования, конструирования, чтения разнообразных книг, просмотра фильмов и мультфильмов, занятий спортом, музыки, прогулок на свежем воздухе.
Суть процесса восприятия заключена в том, что оно способствует получению и первоначальному перерабатыванию информации из вне: узнавать и различать отдельные свойства предметов и объектов, сами объекты и предметы, их отличительные особенности и назначения.
Ведущей деятельностью в дошкольном детстве является игра, которая имеет чрезвычайно важное значение для формирования личности ребенка. В рамках игровой деятельности происходит усвоение основных приемов орудийной деятельности и норм социального поведения. Наряду с игровой деятельностью в этом возрасте формируются и другие формы деятельности: конструирование, рисование. Существенным в формировании личности становится то, что мотивы и желания ребенка начинают согласовываться друг с другом, выделяются более и менее значимые, за счет чего происходит переход от импульсивного, ситуативного поведения к опосредованному каким-то правилом или образцом [13, с. 116].
Восприятие ребенка дошкольного возраста теснейшим образом имеет связь с игрой. В процессе игры дети моделируют все нюансы окружающей жизненной обстановки и новой информации, которая вызывает у них заинтересованность, активно познают воспринимаемую информацию. Особенную значимость в жизни и деятельности ребенка дошкольника имеют игры с ролями, в которых он постигает законы общения, отношения в социуме, характеры и роли людей в социуме.
Очень большая роль отводится восприятию в жизни дошкольника, так как оно выступает основой для развития мышления, содействует развитию речи, памяти, внимания, воображения. Хорошо развитое восприятие способно проявлять себя в виде наблюдательности ребенка, его способности замечать специфические особенности объектов, предметов и явлений, детальность которых не заметна взрослым.
В ходе обучения восприятие в будущем будет способно к совершенствованию и оттачиванию в ходе скоординированной работы с мышлением, воображением и речью. Если в процессе восприятия ребенок не окажется в благоприятных условиях, способствующих развитию восприятия, то в таком случае и прямо связанные с ним процессы будут несколько отставать в развитии, что тем самым усложнит овладение учебной деятельностью в младшем школьном возрасте.
Развитие процесса восприятия в дошкольный период отличается своими особенностями. Восприятие ребенка младшего дошкольного возраста (3-4 года) предметно, другими словами все свойства предмета, к примеру цвет, форма, величина и др., не отделимы у ребенка от самого предмета. Они видимы для него неотделимо с предметом. В ходе восприятия для ребенка видимы не все свойства предмета, а лишь самые красочные, а порой лишь одно единственное свойство, и по данному свойству он отличает предмет от прочих. К примеру: трава зеленого цвета, лимон желтого цвета, на вкус кислый. Работая с предметами, ребенок начинает открывать их некоторые свойства, многообразие свойств в предмете содействует развитию его способности отделения свойства от самого предмета, отмечать аналогичные свойства в разнообразных предметах и различные в одном предмете.
В среднем возрасте дошкольного детства (4-5 лет) ребенок осваивает приемы активного познания свойств предметов: накладывать, прикладывать, измерять и др. В ходе активного познания у ребенка происходит знакомство с разнообразием свойств: цвет, форма, величина, временные и пространственные характеристики. Он обучается восприятию их проявлений, осваивает способы обнаружить, назвать, обучается различению их оттенков и особенностей. На данной стадии у него вырабатываются представления о центральных геометрических фигурах (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник); об основных цветах спектра (белый и черный); о параметрах величины; о времени.
Согласно И.В. Бутаковой, подключение ребенка в доступные ему виды деятельности ускоряет развитие восприятия, однако если эта активность не организованна согласно цели и не устремлена намеренно на развитие восприятия, то в таком случае процесс будет формироваться самотеком и к концу дошкольного периода может быть не основан в систему, иметь недостатки в представлениях ребенка о ряде свойств предметов. Незавершенность в развитии процесса восприятия будет способствовать задержке развитие прочих познавательных процессов [18, с. 173].
Таким образом, дошкольное детство является наиболее благоприятным периодом развития такого психического процесса, как восприятие.
1.3 Особенности зрительного восприятия у дошкольников с нарушением речи
психологический зрительный восприятие дошкольный
В этом возрасте чрезвычайно велика роль зрительных ощущений и восприятий. Около 80% информации об окружающем мире ребёнок получает с помощью зрения.
К шестилетнему возрасту значительно уменьшается количество ошибок в цветоразличении, повышается точность цветоразличения. Ребёнок 5 - 7 лет знает не только основные цвета, но и их оттенки.
К 5 - 6 годам значительные изменения наблюдаются в восприятии пространства. Дети этого возраста всё чаще проявляют потребность разобраться во всех встречающихся формах. Они уже пробуют установить, на что похож предмет. Взрослые должны поддержать потребность ребёнка разобраться в формах окружающих предметов.
Дети уже неплохо решают задачи на сравнение длины линий, хуже обстоит дело с решением сложных задач на глазомер. Глазомер...

Похожие материалы:

Квалификационная работа: ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 2-4 ЛЕТ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДЕТСКОМ САДУ

Курсовая работа: Развитие межличностных отношений детей дошкольного возраста с нарушением слуха посредством дидактических игр

Курсовая работа: Развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста

Курсовая работа: Развитие воображения у детей дошкольного возраста

Курсовая работа: Влияние родительского воспитания на развитие эмоционально - волевой сферы детей старшего дошкольного возраста