Отчёт по практике: Деятельность школьного психолога

В период с 8 июня по 29 июня 2015 года я проходил психолого-педагогическую практику на МБОУ СОШ № 4 в г.Салават . В связи с тем, что моя будущая специальность связана не только с психологической деятельностью, но и предполагает возможность преподавания психологии, целью моей практики было закрепление на практике теоретических знаний по педагогике и психологии, полученных мною во время обучения в институте, и приобретение навыков и качеств, способствующих моему профессиональному становлению.

Дата добавления на сайт: 28 августа 2024


Скачать работу 'Деятельность школьного психолога':


Содержание
Введение
. Общие сведения о базе практики
1.1 Особенности работы психолога в школе
.2 Характеристика классного коллектива
.3 Психолого-педагогическая характеристика личности учащегося
2. Психолого-педагогическая деятельность
2.1 Индивидуальная консультация родителей «Причины рассеянности ребенка
2.2 Психолого-педагогический анализ урока
.3 Проведение диагностик подростка
3. Результаты выполнения индивидуального задания
.1 Методическая разработка урока «Виды и механизмы памяти»
3.2 Методическая разработка урока «Характер и темперамент человека»
.3 Анализ воспитательного мероприятия из цикла «Профориентация учащихся»
Заключение
Список литературы
Приложение А - «Изучение интеллектуального и эмоционального состояния школьника в учебно-воспитательном процессе»
Приложение Б - «Изучение интеллектуального и эмоционального состояния школьника». Результаты исследования
Приложение В - Тест школьной тревожности Филипса
Приложение Г - Тест школьной тревожности Филипса. Бланк ответов
Приложение Д - Диаграмма результатов теста школьной тревожности Филипса
Приложение Е - Опросник Айзенка (подростковый)
Приложение Ж - Опросник Айзенка (подростковый). Бланк ответов
Приложение З - Обработка результатов диагностики по опроснику Айзенка (подростковому)
Введение
В период с 8 июня по 29 июня 2015 года я проходил психолого-педагогическую практику на МБОУ СОШ № 4 в г.Салават. В связи с тем, что моя будущая специальность связана не только с психологической деятельностью, но и предполагает возможность преподавания психологии, целью моей практики было закрепление на практике теоретических знаний по педагогике и психологии, полученных мною во время обучения в институте, и приобретение навыков и качеств, способствующих моему профессиональному становлению.
Практическая работа в школе открыла для меня возможность познать все стороны педагогической деятельности и значительно расширить мои представления об организации учебного процесса, основах преподавания различных учебных дисциплин, познакомиться с различными техниками и приемами обучения.
Передо мной стояли задачи:
создание целостного представления о педагогической деятельности;
развитие педагогических способностей (коммуникативных, дидактических, креативных и др.) как основы становление педагогического мастерства;
углубление и закрепление знаний о современных психолого-педагогических концепциях и предметных методиках;
овладение современными технологиями обучения и воспитания.
1. Общие сведения о базе практики
.1 Особенности работы психолога в школе
С приходом психолога в школу тесно связаны большие социальные ожидания, о которых он ни на минуту не должен забывать. Определив психолога, в школу пришла психология как насущная потребность школьной жизни.
Содержание психологической службы школы определяется следующими задачами:

Рисунок 1 - Задачи психологической службы школы
Из поставленных задач вытекает вывод о необходимости сочетания диагностики развития личности учащихся и выявления психолого-педагогических причин его нарушения, принятия профилактических, предупредительных мер.
Итак, основными направлениями деятельности школьного психолога являются диагностическая, профилактическая и психокоррекционная, консультативная работа.
Работа психолога в школе неразрывно связана с образовательным процессом. Но школа - это огромный социальный институт. Работая с детьми, психолог проводит консультации с педагогами и родителями.
Рассмотрим основные методы работы психолога в школе. Кроме уроков психологии, в компетенцию психолога входят диагностирование и коррекционная работа. Это может быть и диагностика познавательных процессов (память, мышление, внимание), и диагностика эмоциональной сферы ребёнка. При низких показателях диагностических методов, с ребёнком проводят коррекционную работу. Эта работа включает в себя элементы игры и рисуночные методы (всё зависит от возраста ребёнка). Проведение внеклассных мероприятий (классный час, КВН) также входят в компетенцию психолога, составление психолого-педагогической характеристики ребёнка, которая раскрывает развитие всех сфер и психических процессов, здоровья. Также характеристика даёт полную картину семейного климата, интересов ребёнка и т.д. Консультирование в школе играет не последнюю роль.
Школа для ребёнка является центром освоения социума. Первый опыт межличностных отношений, усвоения знаний, и многого другого - всё это получает ребёнок в школе. Вот именно здесь надо выработать единую линию работы и педагогов, и родителей, и психолога. Только при взаимном принятии решений, при единых целях, школа может претендовать на звание социального института знаний.
Психолог помогает ребёнку усвоить весь этот опыт через освоение поведения и построение собственной позиции, при которой у ребёнка вырабатывается осознанное восприятие мира. Многие ошибочно считают, что психолог занимается только тестированием, а уроки психологии проходят на уровне факультативных занятий и не представляют ничего ценного для знаний ребёнка. Главной позицией психолога служит создание для детей условий жизненных систем и выбор этих систем. У ребёнка, при слаженной работе психолога и педагогического коллектива, формируются условия для создания личностной позиции (осознание собственного Я, уверенность, собственное мнение). Именно психолог выступает тем организационным звеном между детьми и педагогами, которое необходимо для решения интересов и возможностей школьников.
От успешной работы психолога зависят условия формирования педагогических задач. Психолог может разобраться в причинах неуспеваемости, агрессивности детей. Вот тут возникает тесная связь с родителями, которым необходимо идти на контакт с психологом. Кто лучше может разобраться в поведении детей, как не их родители?
Бывают ситуации, когда ребёнку необходима помощь более узкого специалиста, чем школьный психолог. Тогда психолог в школе может помочь родителям в выборе и направить к другому специалисту.
В данном учреждении работает психолог Гриценко Татьяна Сергеевна, психолог высшей категории. Она была моим руководителем учебно-ознакомительной практики.
Как и в любом учреждении, психолог имеет свои должностные обязанности:
1.Педагог-психолог должен знать: Конституцию Р.Ф. Законы РФ, решения правительства РФ.
2.Педагог-психолог утверждается на должность и освобождается от должности директором школы.
.Педагог-психолог непосредственно подчиняется директору школы, замдиректора по воспитательной работе.

Рисунок 2 - Функции педагога-психолога
Основные виды профессиональной деятельности школьного психолога представлены на рисунке 3.

Рисунок 3 - Виды профессиональной деятельности школьного психолога
К задачам школьного психолога относятся следующие:

Рисунок 4 - Основные задачи школьного психолога
Педагогу-психологу для решения стоящих перед ним задач и выполнения возложенных на него функций предоставлено право:

Педагог-психолог несет ответственность за:

Организация работы школьного психолога
Рабочий день психолога не нормирован. Ему приходится работать в вечернее время, выходные дни. Это означает, что циклограмма его работы, согласованная с администрацией, должна учитывать особенности его занятости.
Наконец, многие направления его деятельности (психотерапевтическая, коррекционная, консультативная, тренинг) требуют наличия специфических условий.
Для нормальной работы психолога, как минимум, нужен совмещенный кабинет на 12-15 мест, оборудованный телефоном, компьютером, закрытым шкафом для хранения психодиагностических методик и результатов исследований. Можно представить оптимальные условия для работы психолога: из шумного школьного коридора вы входите в уютную комнату. Шкафы задрапированы мягкой, в тон мебели тканью. Звучит тихая музыка. Здесь техника, необходимая для физиологических замеров, цветомузыкальное устройство, видеоаппаратура, автоматизированное рабочее место психолога с постоянно пополняющимся фондом психодиагностических методик, архив, возможность просмотра картотеки данных, составления справок и заключения психологической экспертизы. Рабочая часть кабинета скрыта от посетителей перегородкой или мягкой шторой. Общие размеры кабинета 5х6х3 м.
В плане-сетке на неделю, который составляется на основе перспективного плана, заявок педколлектива, администрации, отражается все содержание деятельности психолога. На каждый день определяется конкретный объем работы. Один день в неделю отводится для самообразования и обработки материалов психодиагностики.
ПЛАН РАБОТЫ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА НА ДЕНЬ
(из недельного плана-сетки)
-10 Целевое посещение урока математики в VI «А» классе (работа со слабоуспевающими учащимися).
-12 Психологическое исследование учащихся VI «А» класса (мотивация учения, отношение к учителю).
-12 Групповая консультация для учителей математики (диагностика и формирование мотивации учения у подростков).
-13 Лекция «Педагогика сотрудничества и развития».
-18 Индивидуальные консультации для родителей учащихся, составляющих группу риска.
-19 Школа для родителей подростков («Трудный ребенок или трудные обстоятельства?»)
1.2 Характеристика классного коллектива
психолог подросток консультация диагностика
В исследуемом коллективе 26 учащихся. Из них 12 мальчиков и 14 девочек. Дети младшего школьного возраста 7-8 лет. Ученики учатся вместе с 01.09.2007 года, их классный руководитель Павленко Наталья Владимировна. Данный коллектив немного изменял свой численный состав. Так изначально было 24 учащихся. За один учебный год поступило двое новых учеников. Классный руководитель имеет педагогический стаж 6 лет и соответствующее образование, первую категорию.
Данный коллектив имеет одного ярко выраженного лидера. Как чаще всего бывает в начальной школе, лидирующую позицию занимает успешный в учебе ребенок. Лидер хорошо учится, занимается танцами, принимает участие в общешкольных мероприятиях. Умеет налаживать контакты с людьми разного возраста и пола, очень общительна и отзывчива, с уважением относится к одноклассникам. Официальной старосты в коллективе нет. Внутри коллектива уже сформировались несколько группировок. Актив класса представлен шестью учащимися. Пассив класса многочислен, состоит из различных микрогрупп. Отклоняющее поведение и некая агрессивность объединяет трех мальчиков. Ребята зачастую становятся организаторами или участниками потасовок, конфликтов. Еще в классе есть ученики, находящиеся в изоляции: 2 мальчика и 1 девочка. В целом структура классного коллектива и в отношения в нем соответствующие возрастным нормам младших школьников.
В коллективе, есть возможность пронаблюдать и зарождение мужской дружбы, взаимопомощь, взаимовыручку, и проявление жадности и неприязни, хитрости и заговоров, унижение более слабых. Преобладание девочек сказывается на эмоциональных моментах, творческих посиделках, украшениях в классной комнате. Отчужденность «мальчишек - робинзонов» связана с их низкой успеваемостью, некой неопрятностью, и физической агрессивностью. Ребята - представители асоциальных семей, у них нет навыков нормального общения со сверстниками. Даже между собой, имея «одинаковые беды», не могут найти позитивных точек соприкосновения. Именно поэтому одноклассники стараются избегать общения, и как следствие, конфликтов и побоев. 1 девочка является в классе «новенькой», она пришла в коллектив лишь в конце прошлого учебного года, и пока ей трудно стать полноценным членом коллектива. Девочке не достает решительности и уверенности в себе. Дополнительно к этому, ей тяжело дается обучение, девочка несколько отстает от своих сверстников.
Классный руководитель уделяет большое внимание развитию групповой сплоченности коллектива и формированию положительных черт характера. Наталья Владимировна опирается, прежде всего, на свою любовь к детям, учитывает их возрастные особенности и интересы. Позитивным результатом считает полноценное развитие личности учеников, качественное усвоение ими программы и самоудовлетворенность. Несомненно, педагог пользуется авторитетом среди детей и родителей. Этому свидетельствуют совместные мероприятия, проводимые часто и весело, журнал мероприятий и отзывов, положительная атмосфера.
% учащихся учатся «отлично», 40% - «хорошо и отлично», 25% -«хорошо и удовлетворительно» и 25% - «удовлетворительно». Дисциплина во время уроков нормальная. Замечания учащиеся преимущественно получают за неподготовленность к определенному виду работы (отсутствие пластилина, бумаги, линейки и др.). В таких случаях на помощь приходит взаимовыручка. Жизнь коллектива вне учебных занятий достаточно активна - это проведение внеклассных мероприятий, организация субботников, походов и экскурсий, посещение спортивных площадок.
Безусловно, коллектив и личность ребенка в учебно-воспитательном процессе тесно соприкасаются, оказывая как положительное, так и отрицательное взаимодействие друг на друга. Например: творческие способности учащихся удачно реализовываются и развиваются во внеклассных мероприятиях, праздниках. А несформированность положительных навыков общения некоторых учащихся является причиной конфликтов и драк, возникающих в данном коллективе.
В заключение следует отметить, что данный коллектив является традиционным представителем ученического класса общеобразовательной Российской школы. Возникающие недостатки связаны с субъективным особенным подбором контингента, семей. Наличие детей различных национальностей, культурного, материального и интеллектуального уровня подтверждает общедоступность образования, но, как правило, сопровождается рядом сложностей, с которыми приходится сталкиваться педагогу в повседневной работе. Следует отметить, что отношения между учителем и детьми доброжелательные, уважительные, дети любят педагога, в свою очередь и учитель организовывает и поддерживает благоприятный климат в коллективе, проявляя любовь, заботу, интерес к каждому ученику. Ученический коллектив обеспечивает единство, дружбу, товарищество младших школьников.
10«г» класс является профильным классом с углубленным изучением гуманитарных дисциплин. В классе 21 ученик, возраст учеников - 16 - 17 лет, абсолютное большинство - девочки - 15 человек, мальчиков всего шесть. Этот факт, вероятно, связан с тем, что мальчики проявляют меньшую склонность к изучению гуманитарных наук, им более интересны естественные и математические науки. Класс существует в данном составе третий год после разделения по профилям. Куратором класса является преподаватель истории Матушкина О.И., она руководит классом с момента его формирования.
Интересы большинства учащихся класса соответствуют профильной направленности их обучения. Общая успеваемость - хорошая, при этом явно отстающих учеников нет. Для большинства учеников учебная деятельность является определяющей на данном этапе их жизни. Общие интересы в учебной деятельности объединяют учеников, одноклассники активно сотрудничают, помогают друг другу.
Актив класса составляют три человека - 2 девочки и 1 мальчик, они сотрудничают с педагогическим коллективом, участвуют в решении различных организационных вопросов, помогают одноклассникам. В классе есть один явный лидер, его мнения и идеи авторитетны для учеников, также он пользуется уважением со стороны учителей. У него сильный характер, громкая, убеждающая речь, он обаятелен, с чувством юмора, и что на самом деле ценно - он обладает большим объемом знаний во многих сферах.
Также в классе есть и изолированные личности - две девочки. Они редко принимают участие в общественных делах и мероприятиях класса, на уроках неактивны, не принимают участия в групповых дискуссиях, обсуждениях. Скорее всего, это связано с особенностями характера. В классе к ним относятся скорее равнодушно, чем отрицательно, упреков и насмешек в их сторону никто себе не позволяет.
В классе нет больших группировок, что объясняется общей дружелюбной и доброжелательной атмосферой. Активное взаимодействие происходит между сидящими за одной партой учениками. Некоторые из этих пар являются друзьями и в жизни, но большинство связаны именно учебными задачами, хотя отношения между ними тоже можно назвать дружескими: они хорошо понимают друг друга, способны продуктивно трудиться вместе, конфликты у них возникают редко.
Стиль взаимодействия куратора с классом можно охарактеризовать как демократический. Особого контроля за классом не требуется: большинство учеников - уже сформировавшиеся личности, ответственные, дисциплинированные. Общение учеников и куратора происходит в основном по поводу каких-либо организационных вопросов. Отношения между ними теплые, помимо руководства классом куратор ведет еще и уроки истории, пользуется уважением и авторитетом у учеников.
В целом, в классе преобладает положительный эмоциональный климат, учеников характеризует сплоченность, организованность и высокий уровень ответственности. Сложившаяся атмосфера способствует продуктивности учебной деятельности, хорошей успеваемости, благоприятно сказывается на физическом и душевном самочувствии как учеников, так и преподавателей.
.3 Психолого-педагогическая характеристика личности учащегося
Дмитрий - ученик 10-Г класса, ему 16 лет. Физически развит, не имеет серьезных проблем со здоровьем, рост - выше среднего, активно занимается спортом. Воспитывается в полной семье, состоящей из четырех человек. Отец - руководитель подразделения в коммерческой организации, мать - домохозяйка, старшая сестра - студентка вуза.
Моральный климат в семье Дмитрия благополучный, доброжелательный. Родители имеют высшее образование, в воспитании придерживаются, в основном, демократических позиций, отношения в семье - теплые и доверительные. Материально положение семьи можно охарактеризовать как благополучное, все средства на содержание семьи зарабатывает отец, он много работает, иногда даже по выходным. По словам Дмитрия, его отец - человек строгий, справедливый и рассудительный, все важные решения в семье принимает он. Мать - добрая и понимающая, отношения с сестрой ранее нельзя было назвать идеальными, были ссоры из-за компьютера, громкой музыки, но в последнее время наладились, что, вероятно связано с тем, что сестра все свое внимание уделяет учебе в институте.
В семье Дмитрия четко распределены обязанности, принято помогать друг другу. У Дмитрия тоже есть свои обязанности по дому, но это не составляет для него затруднений и не влияет на успешность учебной деятельности. С уроками, домашними заданиями Дмитрий справляется сам, обращаясь за помощью к родителям лишь изредка, когда нужен какой-либо совет или мнение взрослого человека. В семье принята особая система поощрений за успехи в учебной деятельности. Если по результатам четверти имеется прогресс (более высокие оценки по сравнению с прошлой четвертью), Дмитрий получает небольшое материальное вознаграждение. С педагогической точки зрения, возможно,...

Похожие материалы:

Контрольная работа: Введение в профессиональную деятельность психолога в образовании

Курсовая работа: Диагностические функции школьного психолога в организации первичной профилактики суицидального поведения подростков

Курсовая работа: Деятельность педагога-психолога по созданию благоприятной и безопасной образовательной среды

Реферат: Деятельность психолога в Забайкальской краевой гимназии-интернате

Реферат: Развитие рефлексивности у студента психолога