Реферат: Проблемы лидерства у подростков

Развивающиеся в современном обществе процессы социально-экономических и культурных преобразований, их динамизм влияют на повышение требований к личности, которая должна быть творческой, саморазвивающейся и самосовершенствующейся. Обществу необходимы граждане, способные по-новому взглянуть на решение насущных проблем, вести за собой.

Дата добавления на сайт: 27 сентября 2024


Скачать работу 'Проблемы лидерства у подростков':


Введение
Развивающиеся в современном обществе процессы социально-экономических и культурных преобразований, их динамизм влияют на повышение требований к личности, которая должна быть творческой, саморазвивающейся и самосовершенствующейся. Обществу необходимы граждане, способные по-новому взглянуть на решение насущных проблем, вести за собой. В связи с этим особую важность приобретает проблема развития лидерского потенциала у подростков, так как именно в этом возрасте закладываются и формируются основы лидерского потенциала, который впоследствии раскрывается во взрослой жизни.
Выявление и реализация лидерского потенциала традиционно исследуется в контексте детства. Это закономерно, поскольку без знания динамики представлений о детском лидерстве как феномене взаимодействия субъектов совместной групповой деятельности невозможно построение концептуальных моделей сопровождения реализации имеющихся у человека лидерского потенциала. Одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих успешное решение этой проблемы, являются общественные детские (молодежные) объединения, которые интенсифицируют процесс социализации личности.
В настоящее время проблема раннего выявления, развития и воспитания будущих лидеров активно исследуется в педагогике и психологии разных стран мира. Растет ее популярность в отечественной науке и образовательной практике. В научных исследованиях и в обыденном сознании подготовка будущих лидеров все более воспринимается как стратегическая государственная задача. С ее решением связываются надежды на прогресс общества.
Анализ научной литературы показал, что основополагающими исследованиями по этой проблеме являются: теории лидерства (К.Бэрд, О.Джон, Р.Бейлс, Ф.Фидлер, Е.Хартли); положения о соотношении лидерства и руководства (И.П.Волков, Р.Л. Кричевский, Р.С.Немов, Б.Д.Парыгин, Л.И.Уманский, А.Л.Уманский); типология лидерства и лидерских качеств личности (А.В.Волохов, Д.Лори, О.А.Павлова, Дж.Пинен, К.Левин); теории и практике выявления лидеров и реализации ими организаторских и лидерских функций (А.Н.Лутошкин, В.В.Петровский, Л.И.Уманский, А.В.Малиновский); вопросы истории, организации и функционирования детских общественных объединений (А.В.Волохов, А.С.Макаренко, В.Т.Кабуш и др.).
Сегодня этот интерес значительно возрос в связи с происходящими в обществе изменениями, но решение проблемы реализации лидерского потенциала в детской среде, а также управления сопровождением данного процесса осложнено существованием ряда противоречий:
между потребностью современного общества в лидерах, необходимостью развития лидерских качеств подростков и недостаточной теоретической и практической разработанностью педагогических условий этого развития;
между наличием научных знаний в сфере деятельности детских общественных объединений и недостаточным исследованием проблемы развития лидерских качеств подростков в детском общественном объединении;
между теорией и практикой: недостаточное методическое обеспечение данного вида деятельности в различных условиях.
Совокупность актуальности проблемы исследования, недостаточная разработанность в педагогической теории и практике, названные противоречия определили выбор темы исследования «Проектирование организационно-управленческой модели развития лидерских качеств подростков в детских общественных объединениях».
Цель исследования: разработать организационно-управленческую модель развития лидерских качеств подростков в детских общественных объединениях и предложить программу ее реализации в деятельности учреждения образования.
Объект исследования: развитие лидерских качеств подростков в детских общественных объединениях. Предмет исследования: управления развитием лидерских качеств подростков в ДОО.
Гипотеза исследования: управление развитием лидерских качествподростков в ДОО будет эффективно, если:
. выявлены управляемые ситуации развития лидерских качеств подростков в ДОО;
. разработана организационно-управленческая модель развития лидерских качеств подростков в ДОО, направленная на формирование лидерского поведения;
. разработаны организационно-управленческие условия реализации модели развития лидерских качеств подростков;
. разработаны целевые программы сопровождения реализации модели развития лидерских качеств подростков в ДОО.
С учетом выдвинутой цели и сформулированной гипотезы, а также в соответствии с объектом и предметом исследования были поставлены и решались следующие задачи:
1.проанализировать состояние данной проблемы в педагогической теории и практике;
2.выявить направления и механизмы развития лидерских качеств подростков;
.обосновать организационно-управленческие условия развития лидерских качеств подростков в детских общественных объединениях.
.разработать модель управления развитием лидерского потенциала подростков;
.разработать программу реализации модели развития лидерских качеств подростков в ДОО.

Глава 1. Теоретические представления о процессе развития лидерских качеств подростков как объекте управления
.1 Развитие лидерских качеств подростков актуальная задача в деятельности современного учреждения образования
В последнее время в психолого педагогической литературе наиболее ярко обозначились три проблемы: сущность лидерского потенциала, сущностные характеристики лидерской компетентности; условия эффективного развития лидерских качеств.
Так, например, Т.Е.Вежевич, работа которой относится к современному этапу исследования лидерства, рассматривает развитие лидерских качеств старшеклассников в учебном процессе. В своем исследовании автор доказывает, что процесс развития лидерских качеств старших школьников будет успешным, если реализовать следующие педагогические условия: использование современных диагностических методик для мониторинга динамики развития лидерских качеств у школьников; использование эффективных педагогических технологий управления процессом развития личности; создание временного или постоянного поля самоакутализации в образовательном пространстве для социального развития личности при ее максимальной индивидуализаци.
Раскрывая условия эффективного развития лидерства детей, Т.Е.Вежевич вводит понятие «временное или постоянное поле самоактуализации в образовательном пространстве», под которым понимает существующую в социуме среду, где субъективно задаются множество отношений и связей, где интегрируются усилия различных систем по развитию индивида и его социализации. Это образовательное пространство, по мнению Т.Е.Вежевич, является основой развития лидерских качеств.
Поскольку сущность человека, его способность к выполнению определенной социальной роли наиболее полно раскрывается через его качества, предоставляется целесообразным отдельно проанализировать подходы ученых к определению лидерских качеств.
Существуя в определенной социальной и материальной среде, взаимодействуя с окружающими людьми, участвуя в общественных отношениях, подросток член детского общественного объединения проявляет себя как сложная самоуправляющаяся система с огромным спектром различных качеств и свойств. Это система и есть личность, выступающая в разнообразных системах качеств:
в совокупности социально значимых свойств человека;
в системе отношений к миру и с миром, к себе и самим собой;
в осознании окружающего мира и себя в нем;
в системе потребностей;
в совокупности способностей и творческих возможностей;
в совокупности реакций на внешние условия в системе деятельности, осуществляемых социальных ролей, в совокупности поведенческих актов и т.д.
Что касается качеств лидера-подростка детского общественного объединения, то лидерские качества это совокупность определенных свойств, черт, позволяющих члену детского общественного объединения статусно выделиться в конкретном деле и принимать ответственные решения в значимых для группы ситуациях.
Проблема определения и развития лидерских качеств находится под пристальным вниманием исследователей. В работах Л.И.Уманского, М.И.Рожкова выделены общие лидерские качества (ими обладают не только лидеры, но и те, кто может стать лидером) и специфические качества лидера (своеобразные индикаторы лидерского таланта). Перечень общих лидерских качеств включает в себя:
компетентность знание того дела, в котором человек проявляет себя как лидер;
активность умение действовать энергично;
инициативность выдвижение идей, предложений;
общительность открытость для других, готовность общаться;
сообразительность способность доходить до сущности явлений, видеть их причины и следствия, определять главное.
настойчивость проявление силы воли, упорства, умение доводить дело до конца;
самообладание способность контролировать свои чувства, свое поведение в сложных ситуациях;
наблюдательность умение видеть, мимоходом отмечать важное;
работоспособность выносливость, способность вести напряженную работу;
самостоятельность независимость в суждениях, умение брать на себя ответственность;
организованность способность планировать свою деятельность, проявлять последовательность, собранность.
В перечень специфических качеств лидера входят:
организаторская проницательность способность понять мир другого человека;
способность к активному психологическому воздействию разнообразие средств воздействия на людей в зависимости от индивидуальных качеств, от сложившейся ситуации;
склонность к организаторской работе, лидерская позиция, потребность брать на себя ответственность.
Выделим те из лидерских качеств, которые, наиболее характерны и закладываются в детском и юношеском возрасте:
лидер должен четко представлять себе идею, цель, к которой он ведет других (наличие творческих способностей);
лидер должен уметь правильно формулировать свои мысли, определять этапы достижения поставленных целей, делать обобщения и прочее (наличие интеллекта);
лидер должен уметь организовать окружающих для выполнения поставленных целей (наличие коммуникативных качеств);
лидер должен быть стрессоустойчив, свободен от непродуктивной тревожности (эмоциональная уравновешенность);
лидер должен знать свои достоинства и недостатки, быть уверенным в своих силах.
Перечисленные характеристики могут по праву относиться к современному типу лидера взаимодействия.
Процесс развития лидерских качеств подростка включает в себя и результаты качественного развития и собственные преобразования личности самими членами ДОО на основе активной деятельности в детском общественном объединении. Основными субъективными условиями развития лидерских качеств являются: знания подростков о сущности лидерства, внутреннее осознание важности лидерства для себя, внутренняя мотивация развития у себя лидерских качеств.
Система критериев развития качеств лидера, опираясь на исследования Л.И.Уманского, А.Л.Уманского, отражает как внутреннюю готовность к выполнению роли лидера, так и внешнее проявление этой готовности при организации подростком той или иной деятельности.
Внутренняя готовность личности к проявлению лидерских качеств это необходимое, но, тем не менее, недостаточное условие для фактического проявления таковых. Наряду с внутренним критерием существует внешний критерий успешной реализации лидером своих лидерских качеств в различных видах и формах деятельности и взаимодействия.
Наиболее адекватными критериями и показателями развития лидерских качеств подростков, на взгляд ученых, являются следующие:
.критерий внутренней готовности, который включает в себя:
мотивационную составляющую (внутренняя готовность к принятию роли лидера, желание выполнять функции лидера, интерес к организаторской деятельности, стремление действовать);
познавательную составляющую (понимание поставленных задач, знание алгоритмов организаторской деятельности, знание правил эффективного общения в различных ситуациях);
. критерий практически-действенный (критерий внешней реализации), который включает в себя:
деятельностную составляющую (умение использовать знания организатора на практике, результативность деятельности);
личностно-позиционную составляющую (восприятие лидера группой, восприятие группы лидером) (19).
Использование этих критериев на практике позволило достичь единства в оценке развития лидерских качеств подростка.
Рост социальной активности, интенсивное развитие личности подростка, формирование его мировоззрения, самосознания и стремление к самореализации позволяет определить подростковый возраст как сензитивный для развития лидерских качеств.
Таким образом, для успешного развития лидерских качеств необходима включенность подростка в различные виды и формы деятельности: интеллектуально-познавательную, гражданско-правовую, исследовательскую, краеведческую, туристско-спортивную, досуговую, художественное и прикладное творчество и т.д. с целью развития лидерских качеств и приобретения опыта лидерского поведения.
Сегодня актуальность проблемы лидерства, развития лидерских качеств подростков в детском общественном объединении признана теорией и практикой образования. Важность решения данной проблемы состоит как в изучении особенностей этого явления, так и в создании определенных организационно-управленческих условий для эффективного развития лидерских качеств подростков.

.2 Условия и механизмы развития личностных качеств подростков в деятельности учреждения образования
Возведение лидерства в один из фетишей эпохи актуализирует вопросы осмысления природы лидерского потенциала, связанные с рассмотрением «вечной дилеммы лидерства»: лидером нужно родиться или им можно стать?
Попытки ответа на данный вопрос сформировали в истории общественной мысли два основных лагеря, где в первом случае природа лидерства видится как формируемая, как набор определенных навыков, приобретаемых в ходе наущения и личностных усилий, а во втором как необычный дар, необъяснимый внутренний ресурс, посланный свыше.
В психолого-педагогической науке сложилось несколько подходов к проблеме лидерства, которые различаются в принципиальной позиции по вопросу о происхождении данного феномена.
К числу основных концепций лидерства может быть отнесена «теория черт личности лидера», согласно которой важной предпосылкой признания человека лидером является обладание им специфическими лидерскими чертами или особенностями. Проведенные в рамках этой теории исследования концентрировались на определении и выявлении личностных качеств (черт), специфичных для лидера. Наиболее полно этот подход нашел отражение в «харизматической» концепции лидерства (М.Вебер). Согласно ей, лидерство детерминировано преимущественно внутренними особенностями личности, ее личностным потенциалом, «одаренностью к лидерству». Словосочетание «харизматический лидер», вошедшее в современный лексикон, трактуется через перевод слова «харизма» дар, благодать.
В «теории черт» лидерство трактуется как выражение специфического сравнительно небольшого набора человеческих черт, преимущественно врожденных. Впервые она была обоснована американскими социологами А.Богардусом, Д.Крюгером, С.Смитом. Чтобы стать лидером, необходимо обладать всем набором лидерских черт, наличие которых с фатальной неизбежностью делает человека лидером. Лидерство здесь объяснялось как социально-психологический феномен, носителем которого являются люди, обладающие совокупностью психологических черт.
Каковы же эти ключевые черты лидеров характеристики, которые обеспечивают им эту важную роль? Результаты исследований этой темы Э.Бернсом, Д.Бирном, Б.Джонсоном, У.Килпатриком показывают, что лидеры опережают других людей по таким характеристикам, как напористость, самоуверенность, креативность, мотивация лидерства, высокий уровень приспособляемости, честность и прямота, компетентность.
Хотя определенные черты, действительно, связаны с лидерством, ясно, что лидеры действуют не в социальном вакууме.
Это дало основание для появления теории «ситуационного» лидерства, которая связана с именами таких американских исследователей, как П.Пигорс, К.Джибб, Д.Картрайт, А.Зандер. Согласно этой теории, определяющую роль в выдвижении лидера играют не качества личности, а ситуация (психологические особенности данной группы, содержание решаемой задачи, внешние условия деятельности и т.д.). Решающим элементом ситуации многие авторы считают группу: ее интересы, потребности, ожидания. По их мнению, лидер является, скорее, характеристикой группы, а не личности. Индивид становится лидером не благодаря своим особым качествам, а ввиду того, что другие люди выбирают его в качестве средства удовлетворения своих потребностей.
В свете этой концепции, лидер выступает как марионетка, лишенная всякой самостоятельности и инициативы, способности активно направлять деятельность других, группы в соответствии с заранее намеченной целью
Таким образом, вместо идеи о врожденности качеств была принята идея о том, что лидер просто лучше других может актуализировать в конкретной ситуации присущую ему черту.
Поиски объяснения феномена лидерства с начала 50-х гг. смещаются в область изучения групповых взаимоотношений. Так возникает комплексная, системная теория, включающая в себя идею «теории черт» и идею «ситуационной теории». Сторонники этой теории Р.Крачфилд, Г.Хоманс, Д.Креч.
Приверженцы системной теории утверждают, что лидерство это процесс организации межличностных отношений, а лидер субъект управления этим процессом, то есть, феномен лидерства рассматривается в контексте совместной групповой деятельности. При таком подходе лидерство интерпретируется как функция группы, и поэтому изучать его следует с точки зрения целей и задач группы, хотя при этом и структура личности лидеров должна учитываться. (16, с.29-41)
Другая точка зрения представлена в концептуальных подходах «интерактивной теории лидерства». С точки зрения сторонников этой теории, лидером может стать любой человек. Все в этом случае зависит не столько от его личностных особенностей, сколько от характера «сложения» двух основных составляющих. Вопрос о том, кто возьмет на себя роль лидера, должен решаться с учетом как индивидуальных особенностей кандидата в лидеры, так и личностных характеристик других членов группы и ее структуры, сложившейся в ситуации выполняемой задачи (16).
Подводя итог анализу наиболее распространенных теорий лидерства можно видеть, что в психолого-педагогической науке лидерство понимается, прежде всего, как процесс организации межличностных связей в группе, и что лидер есть субъект управления этим процессом.
До сих пор отсутствует однозначное понимание этого феномена. Каждый исследователь, давая ему определение, выделяет лишь тот или иной аспект.
Наиболее полно смысл рассматриваемого феномена отражает определение Л.И.Уманского. Ученый рассматривает лидерство как социально-психологическое явление, сущность которого...

Похожие материалы:

Курсовая работа: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

Реферат: Изучение проблемы осознанного подхода к родительству у подростков

Реферат: Психосоциальные проблемы подростков с компьютерной зависимостью

Реферат: Профилактика деформации осанки у детей и подростков

Курсовая работа: Связь субъективной оценки психологического климата с личностными особенностями подростков