Дипломная работа: Психологические аспекты одиночества

В процессе обыденной жизни мы воспринимают себя лишь в определенном отношении к окружающему миру. Мы переживаем своё состояние в контексте сложной и обширной сети взаимосвязей. Возникновение одиночества говорит о нарушениях в этой сети.

Дата добавления на сайт: 19 сентября 2024


Скачать работу 'Психологические аспекты одиночества':


Дипломная работа
Психологические аспекты одиночества
Введение
одиночество пожилой социальный психологический
В процессе обыденной жизни мы воспринимают себя лишь в определенном отношении к окружающему миру. Мы переживаем своё состояние в контексте сложной и обширной сети взаимосвязей. Возникновение одиночества говорит о нарушениях в этой сети. Часто одиночество появляется в форме потребности быть включенным в какую-то группу или желательность этого или потребности просто быть в контакте с кем-либо. Основополагающим моментом в таких случаях выступает осознание своей исключительности и неприятия тебя другими. С точки зрения экзистенциальной феноменологии (которая очень уместна в данном случае) одиночество грозит расколоть или даже разорвать интенциональную структуру личности, особенно в интерсубъектной области. Выражаясь менее научно, одиночество представляет собой комплексное чувство, которое связывает воедино нечто утраченное внутренним миром личности.
Учитывая сказанное, можно предложить следующее определение одиночества. Одиночество - это переживание, вызывающее комплексное и острое чувство, которое выражает определенную форму самосознания, и показывающее раскол основной реальной сети отношений и связей внутреннего мира личности. Расстройство, которое вызывает данное переживание, часто побуждает человека к энергичному поиску средств противостояния этой болезни, ибо одиночество действует против основных ожиданий и надежд человека и, таким образом, воспринимается как крайне нежелательное [16].
При изучении социального измерения одиночества понятие «социальное» в первую очередь применимо к особым группам в обществе, а не к самому обществу в целом. Данный вид одиночества широко известен. Особенно острые его формы обозначены такими понятиями социальной изоляции, как изгнание, остракизм, неприятие и с недавнего времени отставка. Подразумеваются также более тонкие формы социальной изоляции, включая случаи, когда социальная исключенность лишает людей членства в группах, которые они считают очень важным и желательным для себя. В другом случае этот тип одиночества может возникнуть, когда человек чувствует свое неприятие группой. В примерах космического и культурного одиночества индивид ощущает, что потеряна связь, сопричастность; в социальном измерении одиночества человек очень остро чувствует, что его оттолкнули, покинули, исключили, отослали, не допустили или же не оценили. Сам себе он видится изгнанником, посторонним, одиночкой, лишним человеком. Этот вид одиночества чаще всего появляется, когда роли индивидов не учтены; например, когда человек уволен, забаллотирован, исключен из команды, не принят в колледж, клуб или на работу в понравившуюся ему фирму; или когда человека избегают, потому что его поведение, класс, к которому он принадлежит, или цвет кожи признаны социально нежелательными.
Во всех развитых странах мира наблюдается явление постарения населения - увеличение доли населения старше 60 лет, причем многие из них здоровые, высокообразованные, работающие люди, полные сил, активности и творческой энергии, поэтому данная проблема является актуальной. При выходе на пенсию такие люди чувствуют свою ненужность, невостребованность и это влечет за собой различные психологические проблемы. Психологический анализ трудностей адаптации к новому социальному положению пожилых людей является в современном обществе, пожалуй, одним из наиболее актуальным вопросом.
Гипотеза состоит в предположении, что уровень выраженности субъективного ощущения одиночества у людей, вышедших на пенсию, находится в прямой связи с самоотношением и степенью адаптированности к новому социальному положению.
Задачи исследования:
1. Анализ литературы, изучающей теоретические основы этой проблемы.
. Проведение диагностики.
. Анализ полученных данных.
. Диагностика личностных особенностей испытываемых двух групп.
. Анализ и сравнение результатов исследования.
. Формулирование выводов по результатам исследования.
Объект исследования: одиночество людей пожилого возраста.
Предмет исследования: факторы детерминации одиночества в пенсионном возрасте.
Методологической основой дипломного исследования являются: личностно-деятельностный подход С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева. В исследовании мы также опирались на разработанные положения В.Н. Мясищева и А.Н. Леонтьева о личности как системном качестве, приобретаемом индивидом в многообразных социальных отношениях.
Практическая значимость: результаты, полученные в ходе эмпирического исследования, могут быть использованы практическими психологами в психоконсультативной и психокоррекционной работе.
Структура дипломной работы: Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения. Работа иллюстрирована рисунками и таблицами.
1. Феноменология одиночества
.1 Психологические представления об одиночестве в отечественной и зарубежной литературе
Психоаналитический подход (Зилбург, Саливан, Фромм-Рейхман). Обобщая положения некоторых психоаналитических теорий можно сказать, что одиночество расценивается в этой психологической парадигме, уходящее корнями в детство.
Один из представителей психоанализа Зилбург различал одиночество и уединенность. Уединенность считал он суть «нормальное» и «преходящее умонастроение», возникающее в результате отсутствия конкретного «кого-то». Одиночество же - это непреодолимое, неприятное (оно как «червь» разъедает сердце), константное ощущение. Зилбург считает, что причинами одиночества являются такие черты личности как нарциссизм, мания величия и враждебность, а также стремление сохранить инфантильное чувство собственного всемогущества. Такая нарциссистическая ориентация начинает формироваться в детском возрасте, когда ребенок вместе с ощущением радости быть любимым испытывает потрясение, вызванное тем, что он - маленькое, слабое существо, вынужденное ждать удовлетворения своих потребностей от других.
Об этиологии одиночества писал и Г. Саливан. Рассматривая потребность в человеческой близости, он считал, что она, начинаясь в младенчестве (стремление ребенка к контакту), в подростковом возрасте приобретает форму потребности в приятеле, с которым можно обменяться своими сокровенными мыслями. Если подросток не может удовлетворить эту потребность, то у него может развиться глубокое одиночество.
Фромм-Рейхман, выделяя причины одиночества, подчеркивает пагубное последствие преждевременного отлучения от материнской ласки.
Человеко-центрированный подход (К. Роджерс). Подход К. Роджерс к одиночеству отличается от психоаналитического в том, что он мало обращает внимание на ранние детские воспоминания, считая, что одиночество вызвано текущими влияниями, которые испытывает личность.
Согласно Роджерсу, одиночество - это проявление слабой приспособляемости личности, а причина его - феноменологическое несоответствие представлений индивида о собственном «Я». Если разделить процесс возникновения одиночества на 3 этапа и схематически представить его, то получится следующая картина.
Общество влияет на человека, вынуждая его вести себя в соответствии с социально оправданными, ограничивающими свободу действия образцами.
Из-за этого возникают противоречия между внутренним истинным «Я» индивида и проявлениями его «Я» в отношениях с другими людьми, что приводит к потере смысла существования.
Индивид становится одиноким, когда, устранив охранительные барьеры на пути к собственному «Я», он, тем не менее, думает, что приводит к потере смысла существования.
Социально-психологический подход (Боумен, Рисмен, Слейтер). В отличие от психоанализа и роджерианского подхода, где причиной одиночества является сам человек, некоторые представители социальной психологии возлагают ответственность за возникновение одиночества на общество. Так Боумен выделил несколько факторов, способствующих усилению одиночества в современном обществе: ослабление связей в первичной группе; увеличение семейной и социальной мобильности.
Рисмен считает, что одной из главных причин одиночества является ориентация на других. Люди с такой ориентацией хотят нравиться, постоянно приспосабливаются к обстоятельствам, а также обособлены от своего истинного «Я», своих чувств и своих ожиданий. Это приводит к тому, что такая личность может приобрести «синдром обеспокоенности» и зависимость от внимания окружающих к себе со стороны других людей. Причем эта потребность никогда не может быть удовлетворена. Рисмен характеризуя американское общество как «направленное вовне», пишет, что его члены образуют «одинокую толпу».
Слейтер называет современное общество индивидуалистическим. Из-за того, что в нем невозможно достичь удовлетворения потребности в общении, сопричастности и зависимости, у человека возникает чувство одиночества.
Интеракционистский подход (Вейс). Подход Вейса к одиночеству отличается от рассмотренных выше по двум причинам: он считает, что одиночество это результат двух факторов - личности и ситуации; Вейс рассматривал одиночество, имея в виду такие социальные отношения как привязанность, руководство и оценка. Таким образом, причиной одиночества может быть недостаток социального взаимодействия индивида, а также взаимодействия, удовлетворяющего социальные запросы личности.
Вейс выделил два типа одиночества: эмоциональное и социальное. Первое является результатом отсутствия такой тесной интимной привязанности как любовная или супружеская. При этом человек может испытывать чувство, похожее на «беспокойство покинутого ребенка». Социальное же одиночество является результатом отсутствия значимых дружеских связей или чувства общности, что может выражаться в переживании тоски и чувстве социальной маргинальности.
Когнитивный подход (Л.Э. Пепло). Согласно мнению представителей когнитивного направления в психологии познание является ключом для объяснения связи между недостатком социальности и чувством одиночества. Л.Э. Пепло считает, что одиночество возникает в случае осознания диссонанса между желаемым и достигнутым уровнем собственных социальных контактов.
Экзистенциальная психология (И. Ялом, К. Мустакас). Экзистенциальная психология тесно связана с экзистенциальной философией. Первые попытки непосредственно перенести идеи философии экзистенциализма в психологическую и психотерапевтическую практику (Л. Бинсвангер и М. Босс) дали весьма ограниченные результаты. Ряд экзистенциально мыслящих философов (М. Бубер, П. Тиллих, М. Бахтин и др.) оказали на психологов большое и непосредственное влияние, но вершинами экзистенциальной психологии на сегодняшний день являются общепсихологические теории и методологические основы психологической практики, разработанные на основе философии экзистенциализма такими авторами как В. Франкл, Р. Мэй, Д. Бьюдженталь.
В экзистенциальной психологии выделяют базовый конфликт, обусловленный конфронтацией индивидуума с данностями существования. Под данностями существования здесь понимают определенные конечные факторы, являющиеся неотъемлемой составляющей бытия человека в мире. Одиночество или, если быть точным, изоляция относится к таким данностям. Обобщая все ранее сказанное, можно сказать, что в отличие от психоанализа и человеко-центрированной терапии, экзистенциалисты, во-первых, не считают это чувство патологическим, и, во-вторых, видят его причины в условиях человеческого бытия.
Один из представителей этого направления И. Ялом рассматривая изолированность как одну из данностей существования, отмечает, что это не есть изолированность от людей с порождаемым ею одиночеством и не внутренняя изоляция (от части собственной личности). Это фундаментальная изоляция - и от других созданий («пропасть между собой и другими») и от мира («отделенность между индивидом и миром»). Таким образом, он выделяет два вида изоляции: экзистенциальную и фундаментальную.
В своей работе «Экзистенциальная психотерапия» он рассматривает несколько путей, ведущих к осознанию экзистенциальной изоляции - конфронтация борьба со смертью и свободой. Знание о конечности собственного бытия заставляет человека понять, что никто не может умереть вместе с кем-то или вместо кого-то. Свобода же, понимается здесь как принятие ответственности за свою жизнь, подразумевает собственное «авторство» жизни, принятие факта, что никто другой не создает и охраняет тебя.
К экзистенциальной изоляции приводят также и индивидуальные опыты дефамилиаризации - состояний, в которых с конструированного нами мира срываются покровы реальности, а с объектов «вырываются символы». И тогда человек теряет ощущение уюта, принадлежности к чему-то знакомому.
Говоря о связи роста и изоляции, Ялом приводит определение Ранка, который считал, что процесс роста тесно связан с сепарацией, превращение в отдельное существо (рост подразумевает автономию, индивидуализацию, независимость и самоконтроль). Однако человек расплачивается за сепарацию изоляцией. У человека, пишет Ялом, есть два способа ограждения себя от «ужаса конечной изоляции» - частичное принятие этой данности и отношения. Несмотря на то, что отношения не могут уничтожить изоляцию, они помогают разделить одиночество с другими людьми и тогда «любовь компенсирует боль изоляции». Это созвучно М. Буберу, который считал, что «великие отношения пробивают брешь в барьерах возвышенного уединения, смягчая его суровый закон и перебрасывая мост от одного самостоятельного существа к другому через пропасть страха вселенной».
Не принимая своей изолированности, не встречая ее стойко, человек не может с любовью обратиться к другим. Оказавшись в море существования, переживая ужасы одиночества и стремясь как можно быстрее выбраться из него, мы не можем относиться к другим, воспринимая их такими же, как и мы - испуганными, одинокими, конструирующими мир из вещей. Другой становится для нас «оно» и, будучи помещенным, внутрь нашего собственного мира, становится средством для отрицания изоляции. Убегая все дальше от осознания данностей существования, человек строит отношения, дающие «продукты» (например, слияние, власть, величие), помогающие отрицанию изоляции. При рассмотрении взглядов М. Бубера, А. Маслоу и Э. Фромма на проблему одиночества, коснемся принципов, по которым можно строить отношения, свободные от нужды друг в друге.
К. Мустакас, другой представитель экзистенциального направления в психологии, разделяет «суету одиночества» и истинное одиночество (в этом его позиция схожа с взглядом на одиночество в некоторых восточных религиях). Первое он определяет как комплекс защитных механизмов, который отдаляет человека от решения существенных жизненных вопросов, путем осуществления «активности ради активности» вместе с другими людьми. Истинное же одиночество исходит из осознания «реальности одинокого существования». Как и Ялом, он считает, что этому осознанию могут способствовать столкновения с пограничными жизненными ситуациями (рождение, смерть, жизненные перемены, трагедия), которые человек переживает в одиночку.
Рассматривая характеристики людей, избегающих осознания одиночества как данности бытия, Кайзер выделил три тенденции, характерные для клиентов с экзистенциальным неврозом:
«Сплав» - желание потерять собственную личность, стремление слиться с другими, так как желание быть индивидуальностью связано с мужеством быть одиноким, а одиночество часто непереносимо для личности;
«Универсальный симптом» - состоящее слияние, попытка слияния (или его иллюзия) к другим и переживаемое при этом чувство двойственности;
«Универсальный конфликт» - это переживаемое, как страдание, нежелаемое чувство одиночества.
Эти тенденции позволяют клиенту избегать переживаний, вызванных осознанием одиночества. Невротик делает все, чтобы уйти от одиночества, в то время как аутентичная личность принимаем состояние одиночества как подлинность человеческого существования, как возможность свободного становления и самореализации, как полноту ответственности за себя.
По сути, об это же пишет и Сартр: «Человек существует лишь настолько, насколько себя осуществляет. Он представляет собой, следовательно, не что иное, как совокупность своих поступков, не что иное, как собственную жизнь». При рассмотрении экзистенциального взгляда на одиночество следует упомянуть, что кроме принятия факта экзистенциальной изоляции, у человека есть еще одно средство ограждения себя от «ужаса конечной изоляции» - отношения. Чтобы понять какими могут быть отношения, способные помочь разделить это одиночество и одновременно не построенные на принципе «ты мне - я тебе», рассмотрим типы отношений, выделенных М. Бубером, А. Маслоу и Э. Фроммом.
М. Бубер внес большой вклад в рассмотрение проблемы одиночества. Трудно отнести его к какому-то одному направлению философии, т.к. его позиция основывается на еврейской мистической школе, хасидизме и релятивистской теории, а его взгляды оказали значительное влияние, как на религиозную философию, так и на психологию. Он считал, что стремление человека к отношениям заложено в нем с самого рождения. Даже у только что появившегося на свет ребенка есть стремление к контакту - сначала тактильному, а затем «оптимальному» с другими людьми. Таким образом, человек не существует как отдельная сущность, т.к. он «сотворен между». Поскольку для Бубера основным модусом человеческого бытия являются отношения, можно сказать, для него нет одиночества как фундаментального бытия.
Бубер выделил два типа отношений: «Я - Ты» и «Я - Оно». Последний тип взаимосвязи - это отношение без взаимности, где другой это средство, функция, объект. Этому Бубер противопоставляет «Я - Ты» отношения, которые построены на взаимности и включающие переживания другого. Различия между этими типами отношений лежат не только в их природе, но и в том, что есть «Я» в каждом из них. «Я», пишет Бубер, возникает и приобретает очертания в рамках отношений и оно, таким образом, связано с «Ты», взаимодействуя с которым каждый раз создается новое «Я». При отношениях «Оно» человек не полностью находится в «отношениях» - он удерживает часть себе, т.к. в этом случае он занимается категоризацией, анализом и вынесением суждения об «Оно».
Основной способ переживания «Я - Ты» отношений - диалог. В нем «каждый из участников имеет в виду другого или других в их особом бытии и обращается к ним с намерением установить живые взаимоотношения между собой и им». Об этом же писал и В. Франкл, когда говорил, что идея встречи в настоящее время упростилась. «Встреча» часто является самовыражением, реализация аффекта, что приводит к тому, что акцент смещается с поворота к другому на самооценку, использование других для решения своих проблем. Это, по словам Бубера, есть «монологи, замаскированные под диалог».
А. Маслоу - один из основателей гуманистической психологии - считал, что действия человека, определяются двумя типами мотивов: восполнение дефицита и рост. Он выделил следующие характеристики человека, ориентированного на рост: способность реализации собственного потенциала, большая...

Похожие материалы:

Реферат: Социально-психологические аспекты педагогической деятельности А.С. Макаренко

Дипломная работа: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОТБОРА ПЕРСОНАЛА (НА ПРИМЕРЕ IT-СПЕЦИАЛИСТОВ И МЕНЕДЖЕРОВ ПО ПРОДАЖАМ)

Курсовая работа: Клинико-психологические аспекты тревожно-фобических расстройств и методы психотерапевтической коррекции

Контрольная работа: Психологические аспекты делового общения

Курсовая работа: Социально-психологические аспекты профессионального самоопределения личности при переходе из среднего звена в высшую школу