Реферат: Сказкотерапия
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. СУЩНОСТЬ СКАЗКОТЕРАПИИ
2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СКАЗОТЕРАПИИ В КОРРЕКЦИОННОМ ПРОЦЕССЕ
3. МЕТОДЫ И ФОРМЫ СКАЗКОТЕРАПИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Дата добавления на сайт: 01 августа 2024
Скачать работу 'Сказкотерапия':
Сказкотерапия
Содержание
Введение
1. Сущность сказкотерапии
2. Использование сказотерапии в коррекционном процессе
3. Методы и формы сказкотерапии
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Сказкотерапия как метод психотерапии известен человечеству тысячи лет, а как течение современной психотерапии возник совсем недавно.
Если попытаться найти в информационных источниках определение сказкотерапии, то возникнут определенные сложности. Это будет связано с тем, что в различных контекстах, этот термин используют по-разному. Сказкотерапию используют и в воспитании, и в образовании, и в развитии, и в тренинговом воздействии, и как инструмент психотерапии, коррекции.
Изучение проблемы использования сказкотерапии для формирования качеств, общечеловеческих ценностей особенно актуально в настоящее время, поскольку, будучи активным, хотя и не директивным внушением, сказка в своих символах и коллизиях содержит зашифрованными важнейшие психологические характеристики, модели поведения, социально желательные убеждения и тем самым способствует становлению личности.
Есть немало исследований, направленных на изучение диагностических и коррекционно-развивающих возможностей фольклора, сказок и других литературных жанров (Н.Е. Веракса, П.Я. Гальперин, В.П. Зинченко, А.В. Зосимовский, О.Л. Кабачек, Н.С. Кукарев, Т.Б. Лаврентьева, И.И. Тихомирова и др.). В отечественной литературе известны исследования, направленные на изучение проблем влияния сказкотерапии на внутренний мир (В.П. Белянин, Н.Я. Берковский, Я. Дейковский, А.В. Запорожец, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Я.Л. Коломинский, Е.И. Кульчицкая, Н.А. Рубакин и др.). Немалый интерес для нашего исследования имеют также работы, рассматривающие проблему слова как инструмента лечебной педагогики (Е.В. Балашова, В.П. Белянин, К.А. Кедров, Р. Кроули, Дж. Милк, А.М. Михайлов, М.В. Осорина, В.Я. Пропп, А.А. Романов, В.П. Руднев, Д.Ю. Соколов, А.И. Сосланед, К. Эган и др.).
Тема нашей работы: "Сказкотерапия как метод коррекции".
1. Сущность сказкотерапии
Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева говорит о сказкотерапии как о процессе поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нём; образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни, подчёркивая, что это процесс переноса сказочных смыслов в реальность. Автор рассматривает сказкотерапию и как процесс объективации проблемных ситуаций и активизации ресурсов, потенциала личности, улучшения внутренней природы и мира вокруг. "Сказкотерапия - это ещё и терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться потенциальные части личности, нечто нереализованное, может материализоваться мечта, а главное, в ней появляется чувство защищённости и аромат Тайны." [7].
Исходя из вышесказанного сказкотерапия - это не просто направление в психотерапии, а". синтез многих достижений психологии, педагогики, психотерапии и философии разных культур" [5].
В последние годы термин "сказкотерапия" все чаще встречается в специальных и популярных изданиях. Правда, в педагогике еще встречается термин "сказкокоррекция", но вряд ли между ними существует большая разница. И то, и другое подразумевает, прежде всего, лечение сказками.
С другой стороны, знание испокон веков передавалось через истории, сказки, легенды, мифы. Проблема лечения сказками раскрывается в работах A. B. Гнездилова, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, Дж. Родари, Д.В. Соколова, М. - Л. фон Франца. Сказка дает сокровенное, глубинное знание не только о себе, но и об окружающем мире, о процессе его развития. Такое знание, не оставляя непонятным сам механизм развития мира, безусловно, лечит.
В русском языке слово "сказка" сравнительно позднее, в современном значении оно появляется не раньше XVII века. Древняя средневековая Русь его не знала. Понятие "сказка" не было зафиксировано ни в каких точных научных определениях. Слово же "сказка" первоначально имело совершенно другой смысл: оно означало сказанное или написанное слово, имеющее силу документа. Так, в записках А. Болотова читаем: "Они (крестьяне), будучи довольны, подали тогда же обще со мною полюбовную сказку".1 В устном обиходе "отобрать сказку" некогда соответствовало нашему "снять показания". В "Мертвых душах" Н.В. Гоголя "ревизскими сказками" назывались установленные путем ревизии документированные списки крестьян, принадлежащих одному помещику. Итак, до XVII века в русском языке слово "сказка" обозначало нечто достоверное, письменное или устное показание, имеющее юридическую силу. С XVII же века прослеживается еще одно, притом противоречащее приведенному нами, значение слова "сказка". В указе царя Алексея Михайловича 1649 г. говорится: "Многие человецы неразумьем веруют в сон, и в всречю, и в полаз, и в птичий грай, и загадки загадывают, и сказки сказывают небылые" [4].
То, что сказка принадлежит к развлекательным жанрам, нисколько не противоречит ее глубокой идейности. Она имеет определенным образом выраженное воспитательное значение, поскольку сказка - "целый художественный мир, и отличается этим от обрядовой поэзии, которая имеет прикладное значение; от легенды, которая имеет морализующие цели, или от предания, задача которого - сообщить какие-то сведения".
Основной признак сказки, отграничивающий ее от родственных жанров, - ее "несбыточность", а отсюда и неверие в действительность рассказываемых в ней событий. Чаще всего сказку не разграничивают с мифом, хотя первая имеет развлекательное значение, а второй - сакральное.Е. Бете считает и сказку, и миф "просто рассказом", Вундут считает мифы первобытных народов просто сказками. В.Я. Пропп к мифам относит рассказы первобытных народов, которые признаются реальностью высшего порядка: они обладают священным характером.
Сказка адресована живому творческому созидательному "детскому началу" в человеке, но это вовсе не значит, что метод имеет возрастные ограничения. Сказка - древнее знание, зашифрованное в привлекательных образах и интригующих ситуациях. Изначально сказка была жанром, предназначенным для взрослых людей, она поучала, объясняла, давала ответы на самые сложные вопросы бытия. Каждый открывал в ней тот смысл, который был наиболее созвучен мироощущению, который мог дать ответ на внутренний вопрос. В этом секрет "вечной молодости" сказок [3].
Современное значение сказок как психотерапевтического, коррекционного метода сводится к следующему:
.Сказкотерапия, как инструмент передачи опыта "из уст в уста". Это способ воспитания у ребенка особого отношения к миру, принятого у данного социума.
2.Сказкотерапия - это способ передачи индивидууму (чаще ребенку) необходимых моральных норм и правил. Эта информация заложена в фольклорных сказках и преданиях, былинах, притчах. Древнейший способ социализации и передачи опыта.
.Сказкотерапия как инструмент развития. В процессе слушания, придумывания и обсуждения сказки у ребенка развиваются необходимые для эффективного существования фантазия, творчество. Он усваивает основные механизмы поиска и принятия решений. Эти же механизмы работают и у взрослых, именно поэтому многие тренера и коучи используют сказки в работе, чтобы помочь найти клиентам более эффективный способ решения жизненных задач. Слушая и воспринимая сказки человек, встраивает их в свой жизненный сценарий, формирует его. У малышей этот процесс особенно ярок, многие дети просят читать им одну и туже сказку по много раз. В некоторых психотерапевтических подходах (например, юнгианство, нарративная психотерапия) этим любимым детским сказкам уделяется особое внимание.
.Сказкотерапия как психотерапия. Работа со сказкой направлена непосредственно на лечение и помощь клиенту. Сказкотерапевт создает условия, в которых клиент, работая со сказкой (читая, придумывая, разыгрывая, продолжая), находит решения своих жизненных трудностей и проблем. Возможны как групповые, так и индивидуальные формы работы [6].
2. Использование сказотерапии в коррекционном процессе
Сказкотерапия - это психотерапевтическая техника, с помощью которой можно "исцелять душу". Сказкотерапия рассматривает сказки как способ (средство) выражения и проявления психических аспектов и создает специальные психологические сказки, которые помогают разобраться в себе, социальной среде, осуществить коррекцию асоциального поведения.
До последнего времени практическая психология образования явно недостаточно использовала развивающий и психотерапевтический потенциал сказок. Даже простое чтение сказок (особенно специально созданных) дает удивительный эффект и помогает человеку преодолеть жизненные различные трудности. Отчего же это происходит? Попробуем разобраться, выделивразнообразные психологические трактовки содержания сказок. Рассмотрим позиции, объясняющие появление однородных сказочных мотивов [13, с.92].
Первая позиция, которую отстаивал М. Мюллер, заключается в интерпретации мифов (а следовательно, и волшебных сказок) в качестве искаженного отображения различных явлений природы. Вторая позиция принадлежит Л. Лейстнеру (чуть позже тот же взгляд отстаивал Г. Якоб). Лейстнер показал взаимосвязь между основными сказочными и фольклорными мотивами и повторяющимися символическими снами. Третья позиция, которую защищал А. Бастиан, заключается в рассмотрении основных мифологических мотивов как "элементарных идей" человечества, которые не передаются от одного человека к другому, а являются врожденными для каждого индивида и могут возникать в тех или иных вариациях в разных странах и у разных народов. Четвертая позиция обоснована представителями аналитической психологии, идущей от работ К. - Г. Юнга. Это, пожалуй, самая разработанная и авторитетная позиция [4].
Понятие "психологическая коррекция" (психокоррекция) - понимается как деятельность по исправлению (корректировке) тех особенностей психического развития, которые по принятой системе критериев не соответствуют "оптимальной" модели. Сюда же можно отнести и психотерапию.
Одно из значений термина "коррекция" в переводе с латинского языка - поправка, частичное исправление или изменение (лат. correctio). Под психологической коррекцией понимается определенная форма психологопедагогической деятельности по исправлению таких особенностей психического развития, которые по принятой в возрастной психологии системе критериев не соответствуют гипотетической "оптимальной" модели этого развития, норме или, скорее, возрастному ориентиру как идеальному варианту развития ребенка на той или иной ступени онтогенеза [1].
Психологическая коррекция как форма психолого-педагогической деятельности впервые возникла в дефектологии применительно к различным вариантам аномального развития. В этой области психологическая коррекция означает совокупность педагогических воздействий, направленных на исправление, компенсацию недостатков, отклонений в психическом развитии ребенка.
По мере становления и укрепления профессиональных позиций детской практической психологии понятие "психологическая коррекция" перекочевало из области аномального развития в область нормального психического развития ребенка. В нормальном ходе развития нередко встречаются различные расстройства, нарушения, отклонения. Понятие нормального детства не подразумевает какого-то стерильного, "правильного", беспроблемного развития ребенка. Здесь также имеются самые разнообразные затруднения и проблемы развития как распространенные, типичные, так и сугубо индивидуальные.
Расширение сферы психолого-педагогической коррекции обусловлено новыми задачами образования, связанными с усилением инновационных педагогических процессов, стремлением к максимальному развитию интеллектуального творческого потенциала у детей, жестким отбором в первые классы школы [7].
Психолог помимо и наряду с обучением детей по довольно сложным учебным программам вынужден восполнять недостатки их дошкольного развития. Поэтому психологическая коррекция становится существенным направлением педагогической деятельности. При этом произошло принципиальное изменение характера задач коррекционной работы - от исправления дефектов, аномалий, лежащих за порогом нормального развития, к интенсификации нормального развития, созданию наиболее благоприятных условий для полноценного психического развития ребенка в пределах нормы.
Нужно хорошо понимать, что любая перспективная программа коррекции и развития ребенка может быть эффективной лишь тогда, когда она основана на правильном заключении о состоянии его психики и индивидуальных специфических особенностях становления его личности. Правильность же заключения зависит не только от правильно подобранных и валидных психодиагностических методов (что само по себе, конечно, важно, но с чем может справиться педагог самостоятельно), но, главное, от профессиональной интерпретации данных, полученных с помощью этих методов.Л.С. Выготский подчеркивал, что". в диагностике развития задача исследователя заключается не только в установке известных симптомов и их перечислении или систематизации и не только в группировке явлений по внешним, сходным чертам, но исключительно в том, чтобы с помощью мыслительной обработки этих внешних данных проникнуть во внутреннюю сущность процессов развития" [8].
В педагогической практике получил распространение тезис о необходимости учитывать возрастные особенности детей в процессе их воспитания и обучения. Однако с точки зрения полноценного психического развития ребенка задача должна быть поставлена более сложная - способствовать тому, чтобы возрастные особенности (точнее, возрастные психологические новообразования) не просто учитывались в педагогическом процессе, но и активно формировались, создавая тем самым надежный фундамент для реализации творческих потенциалов возраста. Специфику коррекции психического развития как раз и определяет ее активно формирующая функция, предполагающая активное влияние на генезис и становление психологических новообразований.
В ценностном воспитании детей важное значение имеет сказкотерапия.
Возникнув в последние годы, как самостоятельное направление практической психологии, сказкотерапия сразу же приобрела огромную популярность и в педагогике. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева говорит о сказкотерапии как о процессе поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нём; образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни, подчёркивая, что это процесс переноса сказочных смыслов в реальность. Автор рассматривает сказкотерапию и как процесс объективации проблемных ситуаций и активизации ресурсов, потенциала личности, улучшения внутренней природы и мира вокруг.
По определению Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, сказкотерапия - это процесс поиска смысла, расшифровка знаний о мире и системе взаимоотношений в нем.
Сказкотерапия - это и процесс переноса сказочных смыслов в реальность, процесс активизации ресурсов, потенциала личности [7].
Преимущество данного метода заключается еще и в том, что он интегрирует множество психотехнических приемов в единый сказочный контекст. В основе метода сказкотерапии лежит феномен мифа, сказки, притчи, метафор. В этом ряду особое место занимают метафоры, которые позволяют расширить границы самосознания, а также затрагивают определенные слои подсознательного.
Специфической особенностью метафор является то, что благодаря им человек получает возможность перевести сложные и не всегда доступные пониманию понятия в более простые и конкретные формы, имеющие личностно-значимую эмоциональную окраску [6].
Особенность метода сказкотерапии заключается в том, что он имеет несколько уровней воздействия на личность:
. Неосознаваемый уровень;
. Осознаваемый уровень;
. Поведенческий.
Осуществить изменения на осознаваемом и поведенческом уровне не представляет собой трудности при использовании любого другого метода, тогда как сказкотерапия предполагает глубинный уровень воздействия, через проявления сферы неосознанного, благодаря чему происходит осмысление, переживания и устранение причин затруднения.
Коррекционными целями психологической сказки могут быть: раскрытие перед ребенком глубин его собственного внутреннего мира, развитие его самосознания, знакомство с основными психологическими понятиями, помощь на пути становления его личности.
Данный метод вбирает в себя широкий спектр разрешения разнообразных проблем, так как предполагает поиск путей выхода в доступной и интересной сказочной форме. Таким образом, сказочная форма, обращаясь к сокровенным пластам психики, с одной стороны, уводит от реальности внешней, но приводит к внутренней, а с другой стороны, устраняет контроль сознания за совершением действий, проговариванием собственных мыслей, оценок. Это яркое эмоциональное изложение конкретных фактов и событий, имеющих нравственное содержание. Воздействуя на чувства, сказка помогает воспитанникам понять и усвоить смысл моральных оценок и норм поведения.
Хороший рассказ не только раскрывает содержание нравственных понятий, но и вызывает у дошкольников положительное отношение к поступкам, соответствующим нравственным нормам, влияет на поведение.
У сказки несколько функций: служить источником знаний; обогащать нравственный опыт личности опытом других людей; служить способом использования положительного примера в воспитании.
Большинство людей склонны считать, что сказкотерапия является исключительно "детским" методом. Конечно, наиболее результативной она оказывается именно в работе с детской аудиторией, однако, возрастной диапазон, охватываемый сказкотерапией, не имеет границ. Как подчеркивает ведущий психолог в данной области Т. Д.Зиневич-Евстигнеева, сказкотерапию можно назвать ”детским" методом, потому что она обращена к чистому и восприимчивому детскому началу каждого человека [4].
Впервые в литературе сказкотерапия, как "одна из формальных техник работы с детьми", была описана Р. Гарднером в 1971 году, однако даже этот автор упоминал, что вряд ли он был первым терапевтом, работающим по данной методике.
Как уже отмечалось, являясь одним из психокоррекционных методов, особо эффективной сказкотерапия оказывается при работе с детьми, особенно дошкольного и младшего школьного возраста. Это объясняется в литературе с двух позиций: с одной стороны, у детей сильно развит механизм идентификации, т.е. процесс "эмоционального включения, объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоения его норм, ценностей, образцов", а он, наряду с механизмом проекции, является незаменимым приемом развития гибкости поведения, способности взглянуть на проблему по-другому.
Сказка служит одним из доступных путей переноса своих собственных переживаний на другого и, наоборот, осознания своих собственных чувств через окружающих. Поэтому, воспринимая сказку, дети, во-первых, сравнивают себя со сказочным героем, и это позволяет чувствовать и понять, что не у них одних есть проблемы и переживания. Во-вторых, посредством ненавязчивых сказочных образов детям предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути решения возникших конфликтов, позитивная поддержка их возможностей и веры в себя.
Принято считать, что...
Похожие материалы:
Контрольная работа: Сказкотерапия 2Курсовая работа: Сказкотерапия как метод в психологии
Курсовая работа: Сказкотерапия как направление деятельности детской библиотеки
Курсовая работа: Сказкотерапия как средство коррекции детских страхов