Реферат: Взаимосвязь образа любимого персонажа детства и личностных особенностей у лиц в период ранней взрослости

Истоки исследования научно - психологических ресурсов сказки относятся еще к началу 19 века и интерес к данной области знания со временем не утерян, а скорее наоборот именно в наши дни психология сказки находится на вершине своего развития. Актуальность данной проблематики объясняется тем, что растет индустриализация общества: год за годом повышается количество стрессоров, а, следовательно, повышается вероятность возникновения неврозов у людей.

Дата добавления на сайт: 26 августа 2024


Скачать работу 'Взаимосвязь образа любимого персонажа детства и личностных особенностей у лиц в период ранней взрослости':


Министерство образования и науки РФ
ФБГОУ ВПО «Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского»
Факультет психологии
Взаимосвязь образа любимого персонажа детства и личностных особенностей у лиц в период ранней взрослости
Курсовая работа
студентки 5 курса
группы ППС-031з
Высочиной С.В.
Омск - 2015
Оглавление
Введение
Глава 1. Сказка как объект комплексного исследования
1.1 Понятие сказки в психологии
1.2 Содержание и структура сказки
.3 Этапы становления психологии сказки
1.4 Психологические направления изучения сказки
.5 Место психологии сказки в настоящем времени
Глава 2. Значение сказки для изучения личности
2.1 Определение личности
2.2 Роль сказки в развитии ребенка
Выводы по теоретической части
Глава 3. Эмпирическое исследование взаимосвязи между образом сказочного персонажа детства и личностными особенностями в период ранней взрослости
3.1 Организация и методы исследования
3.1.1 Рабочая концепция исследования
3.1.2 Объект и предмет, цель, задачи, гипотезы исследования
3.1.3 Описание выборки исследования
3.1.4 Описание методов и методик исследования
3.1.5 Описание методов статистической обработки данных
3.2 Личностные особенности лиц в период ранней взрослости: результаты исследования и их обсуждения
3.3 Образ любимого сказочного персонажа детства у лиц в период ранней взрослости: результаты исследования и их обсуждения
3.4 Взаимосвязь показателей личностных особенностей с любимым сказочным персонажем у лиц в период ранней взрослости: результаты исследования и их обсуждения
Выводы по эмпирической части
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Введение
Истоки исследования научно - психологических ресурсов сказки относятся еще к началу 19 века и интерес к данной области знания со временем не утерян, а скорее наоборот именно в наши дни психология сказки находится на вершине своего развития. Актуальность данной проблематики объясняется тем, что растет индустриализация общества: год за годом повышается количество стрессоров, а, следовательно, повышается вероятность возникновения неврозов у людей. В связи с этим обращение к сказке, герои которой представляют собой модели гармоничного функционирования Эго, является как нельзя более кстати.
С иной стороны разработка данного вопроса представляет интерес ввиду того, что изменилась сама форма общения со сказкой. Дети в наше время имеют дело не с тем, что рассказывают бабушки и мамы в доверительной обстановке, и даже не с книгами, чтение которых предполагает воображение, а с мультфильмами, в которых все волшебство и таинство сказочного мира детальны и имеют реалистически-прагматический образ. В связи с чем, определенно, возникает вопрос: "А сохранила ли сказка за собой те функции, которые она благополучно реализовывала, будучи столь опытной и метафоричной?" [7].
Сам факт, что сказки берут свое начало в недрах бессознательного и производят впечатление универсальности звучания, вовсе не значит, что они просты для понимания. Символичность образов сказки заставляет ученых вновь и вновь обращаться к ней. Так в прошлом и настоящем вопросами психологии сказки занимались Ш. Бюлер, Б. Беттельхайм, К. Юнг, Э. Берн, М.-Л. фон Франц, Д. Соколов, Т.Д. Зинкевич - Евстигнеева, А.М. Михайлов и многие другие.
Не менее значимым из существующих ныне вопросов в психологии является вопрос о природе самого человека. Среди 6 миллиардов людей на Земле не встретишь двух в точности похожих друг на друга. На сегодняшний день большинство серьезных проблем человечества - высокий темп роста численности населения, глобальное потепление, наркомания, терроризм, расовые предрассудки, нищета - являются результатом поведения людей. Вполне может оказаться, что качество жизни в будущем, да и само существование цивилизации зависят от того, насколько мы продвинемся в понимании себя и других [21].
Вероятно, решение данного вопроса должно тесно взаимодействовать с пониманием тайн сказки. Так как именно в сказке “отражены осознанные и неосознанные проблемы человека на протяжение всей его жизни. а также показан процесс разрешения этих проблем” [15]. Потому именно она “просвещает детей относительно самих себя, поощряет развитие их индивидуальности и косвенно обеспечивает моральное обучение” [5].
Именно поэтому в своей работе мы рассмотрим ряд взглядов разных авторов, относящихся к данной проблематики, и попытаемся выявить факт наличия либо отсутствия взаимосвязи между личностными особенностями индивида и сказкой.
Глава 1. Сказка как объект комплексного исследования
1.1Понятие сказки в психологии
Необходимо отметить, что, встав на путь специфики сказки, мы непременно попадаем в вихрь идей самого различного смысла. Каждый пытается определить для себя суть сказки, начиная от неопределенно восторга и заканчивая однозначно оптимистичными мыслями. Вроде мысли Б. Беттельхайма о том, что "это литературное произведение, которое должно завладеть вниманием ребенка, возбудить его любознательность, стимулировать его воображение, развить интеллект, помочь понять самого себя, свои желания и эмоции и в целом обогатить жизнь" [5].
При этом принципиальное противоречие во взглядах на сказку относятся либо с преимущество установки на вымысел как основы этого жанра, либо со стремлением отразить действительность с помощью вымысла. Так, Э.К. Померанцева считает, что сказка - это "художественное произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел". А такой автор как В.И. Аникин делает акцент на том, что "не установка на вымысел является главной чертой сказки, а установка на раскрытие жизненной правды с помощью возвышающего или принижающего реальность условно-поэтического вымысла" [3].
Таким образом, какого-нибудь устойчивого и общепринятого определения сказки нет, а разнородность персонажей и мотивов, бесчисленное количество методов решения конфликта делают задачу жанрового определения сказки весьма трудной.
Когда начинаешь рассматривать сказку с различных точек зрения, оказывается, что сказочные истории содержат информацию о динамике жизненных процессов. Имея свой национальный характер, отражая уклад, труд и быт, сказка несет в себе полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения [10]. Немудрено, что в рамках проблемно тематического подхода выделены следующие типы сказок:
О животных, возникновение которых относят к истории доклассового общества, а в частности к практике тотемизма;
О социально-бытовых вопросах, которые, рассказывая о превратностях семейной жизни, способах разрешения конфликтных ситуаций, тем самым формируют позицию здравого смысла и здорового чувства юмора по отношению к невзгодам;
О приключениях;
Сатирические сказки;
Докучные сказки.
Говоря о типологии сказок, хотелось бы остановиться на пяти видах сказок, выделяемых Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой: художественные (авторские и народные), дидактические, психокоррекционные, псохотерапевтические и медитативные сказки. Активно практикуя в рамках сказкотерапии, автор предлагает вышеозначенную типологию с целью расширения границ понимания и применения сказки.
Например, сказки, созданные многовековой мудростью народа несут такие важные в воспитательном смысле идеи, как:
1.Окружающий нас мир - живой. В любой момент все может заговорить с нами. (Эта идея важна для формирования бережного и осмысленного отношения к тому, что нас окружает.)
2.Ожившие объекты окружающего мира способны действовать самостоятельно. (Это положение имеет значение для формирования чувства принятия другого.)
.Разделение добра и зла, победа добра. (Эта мысль необходима для поддержания духа и развития стремления к лучшему.)
.Самое ценное достается через испытание, а то, что дано даром, может быстро уйти. (Эта идея важна для формирования механизма терпения, формирования целей.)
.Вокруг нас множество помощников, но они приходят на помощь, если мы не можем справиться сами. (Эта идея важна для формирования чувства самостоятельности, а также доверия к окружающим.)
Более образные и трепетные творения - авторские сказки - также несут глубокий философский смысл и могут помочь читателю осознать свои внутренние переживания. При этом влияние сказки на читателя гораздо более ощутимо, если главный герой схож с ребенком по полу, возрасту, характеру, течению его жизни и имеющихся у него аналогичных проблем.
Однако необходимо заметить, что такое совпадение можно преднамеренно организовать, и в этом случае мы будем иметь дело с психокоррекционной или психотерапевтической сказкой, созданной для мягкого влияния на поведение клиента и раскрывающей глубинный смысл происходящего.
Большую популярность имеют дидактические сказки, созданные для “упаковки” учебного материала. Абстрактные символы (цифры, буквы, арифметические действия и пр.) одушевляются и представляются жителями сказочной страны. В таких историях решение примера - это прохождение испытания, а ряд решений может означать победу героя.
И, наконец, еще об одном виде сказок. В системе сказкотерапии, по мнению Т.Д. Зинкевич, особое место занимают медитативные сказки. Созданные для "сообщения нашему бессознательному позитивных "идеальных" моделей взаимоотношений с окружающим миром и другими людьми", они исключают всякое присутствие конфликтов и злых героев [9,10].
Таким образом, мы ознакомились с различными видами сказок. Конечно, этим типология сказки не ограничивается. Но в данном случае перед нами стоит цель - формирование обобщенного представления о сказке, поэтому изложенные классификации кажутся мне достаточными.
1.2 Содержание и структура сказки
Идея о существовании определенной структуры сказки принадлежит В.А. Проппу. Именно он в книге “Морфология сказки” (1928) рассматривает сказку как некоторую структуру с множеством внутренних взаимосвязей. Автор приходит к выводу о том, что, несмотря на великое множество сказочных персонажей, черт характеров героев, на сложность фабулических интриг, заговоров и всей динамики сказочного действия, во всех сказках присутствуют одни и те же функции, то есть одни и те же типы действий, которые совершают сказочные жители.
Всего В.А. Пропп выделяет 21 сказочную функцию. Конечно, не все они присутствуют в каждой сказке, но взаимоотношения между ними постоянно. Таким образом, структура разворачивается "пошагово", определяя всю динамику повествования.
Итак, героям сказок, согласно автору, рано или поздно приходится:
Столкнуться с атмосферой напряжения или ощущение будущего несчастья
Отлучиться
Получить запрет, наказ или просьбу что-либо не делать
Нарушить запрет
Столкнуться со злодеем
Устоять от соблазнов злодея
Стать невольным соучастником злодея, так как последний обманом добивается своего
Столкнуться с несчастьем
Вмешаться в несчастье
Пройти все испытания дарителей
Получить магический дар
Достичь места, где должно совершится главное действие
Участвовать в сражении
Трансформироваться, так как получено ранение в сражении
Одержать победу над врагом, устранив тем самым первоначальную беду
Вернуться домой
Столкнуться с непризнанием домашних
Совершить ряд новых поступков, доказывая свою значимость
Повергнуть члена семьи - ложного героя
Преобразиться, получив новый статус и признание
Сыграть свадьбу и воцариться на троне [18].
И на самом деле, почти всем персонажам приходится пройти этот путь (за исключением героев медитативных сказок), поэтому хотелось бы поподробнее остановиться на таком феномене как трансформация героя. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, рассматривая этот вопрос, говорит об оборотничестве как обратимой трансформации и о метаморфозе как необратимой трансформации.
Слово "оборотничество" может ассоциироваться с негативным явлением. В современных фильмах ужасов оборотень - это страшный персонаж. Обычно, сначала он прикидывается человеком, но при определенных обстоятельствах проявляется его звериная сущность. Но можно посмотреть на это и с другой стороны: оборотничество - значит обернуться кем-то, что-то сделать и вернуться к изначальному виду. Никаких ужасов, просто доброе волшебство. Исходя из этого, припомним наиболее известных сказочных оборотней - Царевна-лягушка, Иванушка-козленочек, царевич-Гвидон. Еще идея оборотничества важна тем, что, во-первых, она отражает всем нам известную смену социальных ролей-масок. Мы имеем в своем запасе большое количество масок, и чем больше их у нас, тем шире наш диапазон реагирования, тем чаще мы можем услышать о себе: " Хорошо приспособлен к жизни". А во-вторых, сказочные оборотни на своем примере учат нас, что "иметь большой гардероб личин - не так уж плохо, но главное - за ними не потерять свое истинное лицо".
Под метаморфозой следует понимать необратимые положительные духовные изменения. Более известна в этом смысле Русалочка Андерсена, которая по ходу сказки сначала превратилась в девушку, а из нее - в одну из бестелесных дочерей воздуха, в конце же героиня встала на путь третьей метаморфозы, в результате которой она станет существом, имеющим бессмертную душу. Таким образом, идея метаморфозы предполагает возможность чудесных, но подготовленных и осмысленных изменений, и тем самым подкрепляет нашу веру в успех, в свои собственные ресурсы [9].
Возвращаясь к структурному анализу сказки, следует сказать и об особой пространственно-временной структуре этого жанра. "Путь сказки - это путь от "жили-были", то есть от вечно длящегося времени, к "жить-поживать", то есть опять же к этому времени, - писал Д.С. Лихачев. - Поэтому время в сказке - это вечное время". Именно благодаря неопределенности, благодаря тому, что сказка не прикреплена ни к одной из исторических эпох, она оказывается современной во все эти эпохи. Более того, существуя в таком времени по отношению к реальному миру, она приобретает черты глобальности, становится универсальной моделью всего сущего. В этом смысле кажется неслучайной мысль о связи или некотором подобии сказки и вселенной, настойчиво повторяющаяся у разных авторов:
"Сказочная страна - это место, законов которого мы не знаем. То же самое можно сказать о вселенной" (Г. Честортон).
"В некотором отношении материальная вселенная кажется уходящей подобно уже рассказанной сказке". (Дж. Джинс)
Можно сказать, что в отношении сказочного пространства все это справедливо. О какой определенности можно вести речь, если место действия сказка обозначает "в некотором царстве, в некотором государстве" или "близко, далеко ли…" И даже знакомая нам идея четкого разделения добра и зла теряет свою однозначность в этом вопросе. Вспомним хотя бы Бабу-Ягу и ее избушку, которая выступает то проклятым местом, то единственным укрытием, островком добра в стране темных сил [11].
Таким образом, особая пространственно-временная структура предоставляет нам для осмысления еще одно важное положение: как среди "хороших", так и среди "плохих" бывают исключения, потому в восприятии друг друга следует быть гибким, а прибегая к стереотипам помнить, что мы, возможно, лишаем себя хорошего и открываем себя для плохого.
.3 Этапы становления психологии сказки
Корни сказки уходят в далекое прошлое человечества, и нам остается верить, что их история началась "давным-давно, в некотором царстве, в некотором государстве, когда животные еще умели разговаривать". В общем как бы то ни было, но есть волшебные сказки отображенные на древних египетских папирусах и каменных стелах, о них можно прочитать в диалогах Платона. А сказка античного философа Анулея “Амур и Психея” свидетельствует о том, что, по крайней мере, две тысячи лет, причем практически в неизмененном виде существует всем нам известный сюжет о красавице и чудовище.
Однако до 17-18 веков для большинства людей сказка не является тем, что требует к себе внимательного отношения и тем более не заслуживает научного интереса. И лишь идеи И.И. Винкельмана, И.Г. Гердера, И.Г. Гамана, а позднее фольклорные сборники братьев Гримм и Ш. Перро произвели надлежащий эффект. Все были потрясены огромным количеством повторяющихся тем, мотивов сказок. Поскольку в то время гипотезы о коллективном бессознательном еще не существовало, то появилось желание установить место миграции волшебных сказок. Теодор Бенфей считал прародительницей Индию, Йенсен, Винклер и Штукен придерживались вавилонского происхождения. В результате проводимых исследований был создан фольклорный центр, так называемая “финская школа”, первыми представителями которой были Каарле Крон и Антти Аарне. Они утверждали, что невозможно указать какую-либо одну страну, откуда вели бы свое происхождение все волшебные сказки. А что касается вариантов мотивов, то следует разделить их по типам: например, если из всех сказок о “красавице и чудовище” выбрать самую лучшую и подробную версию, наиболее поэтичную и понятную, то именно она будет первичной, а остальные будут производными от нее. Однако эта гипотеза является спорной, так как передаваемая из уст в уста сказка не обязательно становится хуже, она с тем же успехом может улучшаться.
Но уже в 19 веке некоторые ученые продвигались совсем в другом направлении. Людвиг Лейстнер в книге “Загадка сфинкса” выдвигает гипотезу о том, что основные сказочные и фольклорные мотивы возникают из снов. При этом наиболее пристальное внимание автор уделяет ночным кошмарам. В то же самое время этнолог Карл фон дер Штейнен в заключительной части своей книги “Путешествие в Центральную Бразилию”, не связанной напрямую с проблемой фольклора, пытался объяснить, почему большая часть магических представлений первобытных людей происходит из сновидений. По мнению Штейнена, типичным поведением первобытных людей является то, что сны рассматриваются как реальное поведение. Например, увидев себя во сне разговаривающим с орлом на небесах, человек мог рассказать об этом на следующее утро не как о приснившемся, а как о реальном событии.
Также вызывает интерес гипотеза Адольфа Бастиана о том, что человечество обладает запасом “элементарных мыслей”, которые не передаются от одного человека к другому, а являются врожденными для каждого индивида. Следовательно, увеличивается вероятность того, что одинаковые “элементарные идеи”, но в разных вариациях могут возникнуть в Индии, в Вавилонии, в Европе [20].
Таким образом, сказка постепенно стала предметом изучения многих подходов: философского, этнографического, филологического, антропологического, исторического, воспитательно-образовательного и психологического.
1.4 Психологические направления изучения сказки
Психологический ракурс в отношении сказок подразумевает внимание к тому типу людей, чье воображение породило их. Истории наших предков - не плод сознательного умопостроения, а результат спонтанного проявления и последующей обработки (приведения к современному виду) путем бессчисленного количества устных пересказов самыми разными “сказителями”. Так что сами темы сказок носят, прежде всего, универсальный характер и требуют немалых усилий для их осмысления [5].
Один из самых простых подходов -...

Похожие материалы:

Курсовая работа: Исследование общения мужчин и женщин в период ранней взрослости

Реферат: Взаимосвязь карьерных ориентаций и личностных особенностей у школьников и студентов