Курсовая работа: Влияние развода на развитие ребенка (подростки)

В современном мире семья теряет свою ценность. Развод стал нормальным явлением. Однако наиболее болезненным развод является для детей, а не для взрослых. Это становится огромным ударом, ребенок чувствует утрату родного человека, ему приходится быть свидетелем конфликтов и неприятных ситуаций. Больше всего дети боятся того, что не смогут в будущем общаться с один из родителей, будет он их так же любить, как и до развода. Дети опасаются изменений в их жизни, ведь им придется привыкать ко всему новому.

Дата добавления на сайт: 10 августа 2024


Скачать работу 'Влияние развода на развитие ребенка (подростки)':


Введение
В современном мире семья теряет свою ценность. Развод стал нормальным явлением. Однако наиболее болезненным развод является для детей, а не для взрослых. Это становится огромным ударом, ребенок чувствует утрату родного человека, ему приходится быть свидетелем конфликтов и неприятных ситуаций. Больше всего дети боятся того, что не смогут в будущем общаться с один из родителей, будет он их так же любить, как и до развода. Дети опасаются изменений в их жизни, ведь им придется привыкать ко всему новому.
Споры и напряженность в отношениях родителей приводят зачастую к тому, что дети начинают чувствовать свою вину в происходящем, они начинают замыкаться в себе, становятся агрессивными.
Развод может быть и положительным событием для ребенка. Исключением могут, является те случаи, в которых ребенок рос в постоянных конфликтах, испытывал постоянный стресс в семье.
Естественно развод серьезно влияет на психику ребенка, и психологические проблемы детства отражаются в будущем.
Данная работа посвящена проблеме развития детей в подростковом возрасте и влияния развода на подростков.
Актуальность работы. Распад семьи является важной проблемой современного общества. В настоящее время наблюдается стремительный рост количества разводов. По данным статистики, за последние годы резко возросло число детей, которые воспитываются в конфликтных, неполных семьях. Среди таких детей, и подростки. На подростка по-своему отражается распад семьи, так как в этом возрасте дети становятся более восприимчивыми, чувствительными, агрессивными.
Цель: выявить влияние развода на детей подросткового возраста
Объект: конфликтная семья
Предмет: подросток в ситуации разводящихся родителей и семейных конфликтов
Гипотеза: развитие индивидуализации и автономии у подростка, растущего в конфликтной разводящейся семье, нарушается
Исходя из цели, гипотезы и предмета исследования, можно выделить его задачи: 1. Выявить особенности личности подростка
2. Определить влияние семьи на развитие подростка
. Проанализировать поведение подростка в ситуации разводящихся родителей
Новизна заключается в том, что впервые рассмотрен процесс индивидуализации и автономии подростков, переживших развод, растущих в конфликтной семье
Практическая значимость: результаты теоретического исследования можно использовать при разработке стратегий работы психолога с семьей и подростком, особенно в ситуации разводящихся родителей.

. Особенности личности в подростковом возрасте
.1 Особенности личности подростка
личность подросток семья развод
Подростковый возраст - это переход от детского возраста к зрелому.
Ф. Дольто называет этот период «движением к зоне перемен». Он говорил, что этот период «крайней ранимости», от которой подростки защищаются либо депрессией, либо негативом, который еще больше усиливает их слабость». [7, стр. 5]
Швейцарский психиатр К.Г. Юнг считал, что нормальное развитие личности связано с процессом самоощущения, самостановления человека, когда человек сам принимает решения, несет ответственность за свои поступки и т.д. [18, стр. 54]
Многие авторы рассматривают в качестве нормального развития личности подростка процесс автономии и индивидуализации. Например, по мнению психолога А. Адлера в процессе формирования личности важно активное участие самого человека, которое должно быть разумным, сознательным и активным, только тогда возникнет гармония у подростка. [1.стр. 79]
Ф. Райс рассматривает индивидуализацию и автономию как основные составляющие развития личности в подростковом возрасте.
Под индивидуализацией подразумевается процесс, при котором подросток начинает отдаляться от семьи, становится свободным человеком. Этот процесс включает в себя самосознание, самореализацию. Процесс индивидуализации может протекать в здоровой или болезненной форме. Исследования показали, что подростки со здоровой индивидуализации обретают самосознание взрослой личности, и не отдаляются от семьи.
В процессе индивидуализации подростки должны избавиться от одного из самых крупных достижений своего детства: им предстоит «разобрать и построить заново психологическую структуру, в которой они пребывали в детском возрасте». Поскольку дети младшего возраста некритично воспринимают взгляды своих родителей, подросткам необходимо провести переоценку усвоенных убеждений и ценностей, чтобы разобраться, какие из них в действительности принадлежат им, а какие - его родителям. Опора на своих родителей - это единственный способ для ребенка почувствовать в себе силы для самостоятельной деятельности и исследования мира. То, что было усвоено в детстве и обеспечивало автономию ребенка в этом возрасте, должно быть преодолено подростком ради дальнейшего развития.
Исследования (Gavazzi, and Sabatilli, 1990) показали, что процесс индивидуализации развивается, когда подростки самостоятельно принимают решения, а затем продолжают жить с последствиями этих решений. [13, стр. 430]
Самое важное решение, с принятием которого сталкиваются все подростки, связано с тем, кто, собственно, будет принимать решения. Подростки обучаются в реальных жизненных ситуациях, они начинают ощущать на себе последствия собственных действий. Им предстоит сделать открытие того, что «ты - единственный, кто может принимать решения в твоей жизни, и что больше некого винить или хвалить кроме самого себя». А чтобы понять это, подростки должны быть готовы расстаться со своими старыми убеждениями.
В процессе индивидуализации подростки пытаются сохранить ощущения гармонии между своим внутренним «Я» и тем, что они значат для других. Свои новые чувства они пытаются сравнить со своими предыдущими ощущениями, мыслями, представлениями.
Подростки, которые гармонично расставили свои и родительские взгляды и убеждения, могут поддерживать близкие отношения с родителями, чувствуя себя при этом комфортно и не боясь потерять свою собственную индивидуальность. Эта близость очень важна для подростков, благодаря ей они не боятся потерять свою индивидуальность, и они могут оставаться самими собой. Так же индивидуализация подразумевает и возрастающую независимость от родителей, и положительное отношение к собственной независимости.
Так же выделили параметры внутрисемейного взаимодействия, которые оказывают сильное влияние на индивидуализацию подростка:
Индивидуальность - неповторимость, уникальность личности индивида, умение выражать собственное мнение, видеть, чем ты отличаешься от других
Чувство родства - уважение чужих взглядов
Для подростков важно, чтобы они чувствовали близость, родство с другой личностью, так и отличались бы от неё. Чтобы подростки оставались в хороших отношениях с семьей, с родителями и не чувствовали потерю индивидуализации, им надо достигнуть высшего уровня индивидуализации.
Подростки с таким уровнем индивидуализации происходят из семей, где все четко понимают различия между собой, однако при конфликтах не боятся разрешать их, а наоборот принимают активное участие, разбираются в проблеме. В таких семьях люди остаются в хороших взаимоотношениях.
А вот дети с низким уровнем индивидуализацией наоборот происходят из семей, в которых члены семьи не имеют собственного мнения, которые достаточно равнодушно реагируют на проблемы и избегают разногласия.
Под автономией Ф. Райс подразумевает свободу подростка и выделяет в ней два аспекта: поведенческую и эмоциональную. Поведенческая автономия предполагает то, что подросток обретёт независимость и свободу, без руководства извне, т.е. будет действовать самостоятельно. Эмоциональная автономия - избавление детской эмоциональной зависимости от родителей. [13, стр. 431]
Исследования (Feldman, Wood, 1994) показали что именно стремление к поведенческой автономии возрастает у детей, достигших подросткового возраста. [13, стр. 431]
Подростки добиваются права применять собственные решения, например, выбирать друзей самостоятельно, одежду, фильмы, компании и т.д. В этом возрасте ребенку нужны такие родители, которые смогли бы давать свободу не сразу, а постепенно. Подростки хотят делать собственный выбор, нести ответственность за свои слова и поступки, однако полную свободу они не хотят. Так как полная свобода, особенно, когда предоставляется слишком рано, воспринимается так, будто семья отказывается от ребенка. Так же подростки просто не знают как воспользоваться полной свободой, что может поставить их в тупик.
А вот переход к эмоциональной автономии не такое драматичное, как переход поведенческой автономии. Здесь многое зависит от поведения родителей. Если родители воспитывают у подростка чувство зависимости от них, то подросток может вырасти человеком, который не в состояние принимать самостоятельные решения. Это культивирование зависимости препятствует формированию социальной зрелости.
Если же, наоборот, со стороны родителей не идет никакая поддержка, то ребенок, скорее всего, вырастит эгоистичным человеком, которому нет дела не до кого, кроме себя.
Автономия является одной из наиболее важных проблем, встающих перед подростком. Ведь автономия подразумевает ответственность за свои поступки и за принятие самостоятельных решений. В процессе перехода от подросткового возраста к юношескому количество самостоятельно принятых решений постепенно увеличивается; а количество решений, принятых совместно с родителями или же только родителями, уменьшается с возрастом. Данные тенденции более ярко выражены у мальчиков, чем у девочек.
Родительский стиль, в особенности материнский, - крайне важный фактор формирования автономии у девочек. Для мальчиков же самым главным является увеличение независимости, увеличение возраста.
Родители могут либо содействовать, либо препятствовать росту автономии. В ответ на стремление подростков получить право голоса и возможность влиять на родительские решения, касающиеся их, некоторые родители способны перейти к возложению на своих детей все большей ответственности; другие же негативно реагируют на стремление подростков к большей автономии. Чем меньше в семье происходит конфликтов, тем больше подростки продвигаются по направлению к психологической зрелости.
1.2 Влияние семьи на подростка
Почти все исследования отмечают, что родители оказывают огромное влияние на поведение подростков. Практически все подростки считают себя частью своих семей.
Во многих современных исследованиях выявлены виды семейных отношений, которые оказывают различное влияние на развитие личности подростка. В. Сатир, обобщив опыт своей психотерапевтической работы, выделила два типа семей - «зрелые» и «проблемные». «Зрелые» семьи отличаются от «проблемных» тем, что «родители верят: изменения неизбежны - и в развитии детей, и в жизни взрослых. Они принимают изменения как неотъемлемую часть бытия». [14, стр. 52]
Подросток оценивает родительскую любовь и заботу, судя по количеству времени, которое они готовы тратить на него, судя по интересу, который они проявляют к его жизни, по их готовности и желанию быть рядом с ним. Родительская поддержка способствует высокой самооценки и успехам в учебе, благодаря поддержки родителей у подростка могут стать доверительные отношение с семьей. Однако если же семья не уделяет много времени и внимания своему ребенку, у него могут развиться комплексы неполноценности, ребенок станет плохо учиться, и станет совершать импульсивные поступки.
Пример:
«Я капитан команды, но ещё ни разу ни отец, ни мать не пришли посмотреть, как я играю. То они слишком заняты, то слишком устали, то некому посидеть с младшей сестрой. В школе мной все восхищаются, девчонки так и вертятся около раздевалки, малыши даже просят автографы…Но какое это имеет значение, если двум самым близким людям до этого нет дела!» [13, стр. 423]
Подростки ждут поддержки, дружеского отношения, внимания от родителей. Но в плане общения с подростками надо найти «золотую середину», так как, если постоянно навязывать свое общество, подростки наоборот начнут отдаляться. Они любят проводить время с друзьями, и не любят, когда родители пытаются взять эту роль на себя. Они нуждаются в опоре, поддержке и заинтересованности взрослых, а не в сверстниках в их лице.
Чем старше подростки, тем меньше проявляется любовь родителей по отношению к ним: они не уделяют внимание, почти не тратят свое время, в общем, не участвуют в жизни своих детей. Это часто связано с тем, что взрослые не считаются с мнением своих детей, считают себя более опытными в жизни, им кажется, что подросток ещё просто маленький ребенок, без своего мнения и т.п. Исследования показали, чем родители уважительнее относятся к своим детям, считаются с их мнением, тем в семье будет спокойнее атмосфера.
Очень важно уметь сопереживать, понимать и слушать детей в подростковом возрасте. Некоторые семьи показывают абсолютное равнодушие к переживаниям своих детей. Подросткам очень важно знать, что родители отнесутся к их переживаниям с пониманием и серьёзностью. Им необходимо сопереживание со стороны родителей, если у них «несчастная любовь», понимание, если те получили плохую оценку в школе, необходимо выслушать своего ребенка, если у того проблемы с друзьями, все это очень важно для подростка, ведь для него это существенные проблемы и к ним не стоит относиться со скепсисом. Важно, чтобы подросток чувствовал поддержку со стороны родителей и доверял им, как можно большее.
Пример:
«Мы хотим, чтобы к родителям можно было прийти со своими проблемами и быть уверенными, что нас поймут. Многие родители просто не слушают нас, даже не дают возможности что-либо объяснить. Им не мешает хотя бы иногда смотреть на вещи с нашей позиции» [13, стр. 424]
Исследования показали (Olsen, 2000), что подростки чаще всего обращаются к матерям за советом, нежели к отцам. Они больше сопереживают, с пониманием относятся к проблемам детей, с ними проще разговаривать, отцы чаще всего относятся с осуждением. В семье крайне важно общение. [13, стр. 445]
Недоверие является одним из раздражающих факторов для подростков. Им важно знать, что родители доверяют им свои какие-то секреты, свои проблемы, т.е. ничего не скрывают от них. Некоторые родители не доверяют своим детям, так как проецируют на них проблемы своего прошлого, тревоги, чувство вины, пишет Ф. Райс.
Например, матери, которые родили ребенка вне браке, очень недоверчивы в сексуальном плане. Вообще для подростков очень важно, чтобы родители им доверяли в интимных отношениях. Нужно разговаривать на тему взаимоотношений полов. В подростковом возрасте начинает формироваться отношение к противоположному полу и важно показать подростку, как нужно себя вести, что можно, а что нельзя.
Но помимо абсолютного доверия к ребенку, крайне важно и проявлять заботу. Существует термин «стиль привязанности» подростка. Ф. Райс делит привязанность на три основных стиля: безопасный, небезопасный тревожный, небезопасный избегающий. [13, стр. 427]
Подростки с безопасной привязанностью открытые для общения, доверчивые, обычно воспитывались родителями, проявляющими заботу, любовь. Такие дети уверены в себе, социально адаптированы, хорошо успевают в школе. Подростки с небезопасной тревожной привязанностью, воспитаны родителями, которые постоянно были рядом с детьми. Эти дети, которые озлобленные, не уверенные во взаимоотношениях, которые боятся быть брошенными. Подростки с небезопасной избегающей привязанностью обычно отстранены от других людей, бояться разочарований. Родители таких детей были холодными и безразличными.
Так же существуют семьи, где за ребенком устанавливается слежка, ему не доверяют и применяют рукоприкладство. У подростков в таких семьях устанавливается стойкая враждебность к родителям, трудности в общение со с окружающим миром, недоверие к взрослым.
Так же Ф. Райс говорит о том, что в семье очень важны эмоции, любовь и положительные аффекты (аффект - те эмоции, которые «бушуют» внутри семьи [13, стр. 425]).
Аффекты могут быть положительными и отрицательными. Положительный аффект связан с привязанностью, любовью, близостью в семье. Отрицательный аффект связан с враждебностью, холодностью. В семье, где отрицательные аффекты царит безразличие, родители мало проявляют свою любовь, по крайне мере внешне она никак не проявляется, они не обнимают детей, не целуют, не хвалят и т.д. Поэтому Ф. Райс считает, что подростки нуждаются и во внешней любви, т.е. во внешних проявлениях.
Одна девочка сказала: «Я даже не помню, чтобы родители когда-нибудь сказали, что любят меня. Наверное, они думают, что я и так это знаю; а мне так хочется, чтобы они хотя бы изредка говорили мне, что меня любят, или как-нибудь иначе давали мне это понять» [13, стр. 425].
Если не проявлять внешнюю любовь, дети могут закрыться, стать замкнутыми, либо же изголодаются и станут одержимыми мыслью о том, где достать любовь. Подростки пользуются разными методами, чтобы привлечь внимание родителей, методы, как положительные, так и отрицательные. Они могут специально пакостничать, делать то, что раздражает родителей, вести себя якобы, как плохие дети, но все это идет от того, что им чего-то не хватает, не хватает внимания. Либо же подростки, наоборот, получают хорошие оценки, из кожи вон лезут, делать все правильно, не ошибаться, только для того, чтобы родители их похвалили, заметили.
Для подростков важно признание и одобрение со стороны родителей. Родители часто критикуют своих детей, не показывая своего одобрения по отношению к их действиям. В особенности, подросткам хочется, чтобы их принимали такими как они есть, прощали им ошибки, не ругали за их недостатки. Необходимо относится к ребенку как к взрослому человеку.
Родителям лучше всего проявлять гибкость к своим детям, приспособляемость и терпимость в своих взглядах и поведении. Личный пример родителей: способность подать хороший пример для подражания; следовать тем же принципам, которым учат детей, так как процесс идентификации у подростков отчасти протекает в семье.
Конечно, влияние семьи на подростка очень велико. Родителям необходимо найти наиболее лучший вариант взаимодействия с их ребенком, учитывать его желания, прислушиваться к его мнению, а главное воспринимать таким, каким он есть. Необходимо понимать, что подростковый период закончится, и за это время нужно успеть дать ребенку все самое необходимое, в плане эмоций, ценностей, принципов. Ведь в подростковом возрасте закладываются основные ценности, которые в последующем будут сопровождать человека.

2. Развитие подростка в конфликтной семье
.1 Конфликтные ситуации между детьми и родителями
Основная проблема у подростков - это проблема взаимоотношений с родителями. В подростковом возрасте ребенок переходит к отношениям, которые основаны на взаимном доверии и уважении.
Подростки начинают отдаляться от родителей, противостоять им. Ребенок становится грубым и резким, часто критикующим родителей. Родители, зачастую, просто не готовы к такой перемене ребенка, что в последующем оборачивается конфликтными ситуациями.
Выделяют основные типы конфликтов между подростками и родителями: [12, стр. 321]
По мнению психологов, причиной конфликтов между родителями и детьми является неустойчивость...

Похожие материалы:

Курсовая работа: Влияние физических упражнений на психическое развитие ребёнка

Реферат: Влияние героиновой зависимости матери на развитие плода ребенка

Курсовая работа: Родительское отношение и его влияние на развитие ребёнка

Курсовая работа: Влияние типов семейного воспитания на личностное развитие ребенка

Курсовая работа: Влияние семейных конфликтов на развитие агрессивности ребенка