Квалификационная работа: Исторические особенности формирования девиантного поведения в СССР в 1920-1930-е гг

Содержание

Введение
. Девиантное поведение и социальная аномия в общественном развитии советского государства в 1920-1930-гг
. Детские и молодежные девиации и меры советского государства по их ликвидации
. Особенности отклоняющегося поведения в сфере семейно-брачных отношений
Заключение
Список использованных источников и литературы

Дата добавления на сайт: 19 августа 2024


Скачать работу 'Исторические особенности формирования девиантного поведения в СССР в 1920-1930-е гг':


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ФГБОУ ВПО «КубГУ»)
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ (ДИПЛОМНАЯ) РАБОТА
Исторические особенности формирования девиантного поведения в СССР в 1920-1930-е гг.
Работу выполнил В. З. Тотиев
Научный руководитель
Д-р ист. наук, профессор
М. Ю. Макаренко
Краснодар 2014
Содержание
Введение
. Девиантное поведение и социальная аномия в общественном развитии советского государства в 1920-1930-гг
. Детские и молодежные девиации и меры советского государства по их ликвидации
. Особенности отклоняющегося поведения в сфере семейно-брачных отношений
Заключение
Список использованных источников и литературы
девиантный поведение молодежный советский
Введение
Актуальность исследования. Нежелательные формы человеческой жизнедеятельности присутствовали всегда и везде, в любом обществе, во все исторические эпохи, и советский период 1920-1930-х гг. не является исключением. Более того, современный мир стоит на пороге потери моральных норм и деформации ценностных ориентаций человека. А современная киноиндустрия навязывает обществу своё видение «героя нашего времени». Чаще всего это человек без определенных моральных ценностей, вор, игрок или даже убийца. Таким образом пропагандируется «романтика» криминальной жизни, насилие, популяризируется образ прожигателей жизни, гедонизм, страсть к деньгам, наживе. Различные формы отклоняющегося поведения культивируются современным искусством, принимая порой совершенно абсурдные воплощения.
Человек живет в определенном социуме, и вся его деятельность регулируется ценностями и социальными нормами этого общества. Социальная норма представляет собой законы, обычаи и традиции. Она выстраивает модель общественных и межличностных отношений. Однако наряду с нормами в каждой социальной системе присутствуют отклонения. Отклонение от социальной нормы в современной социально-гуманитарной науке получило название «девиантного» поведения.
Следует объяснить то внимание, которое историческая наука стала уделять знаниям других социогуманитарных дисциплин. Достижения в смежных науках помогают историкам в их собственных исследованиях. В частности, изучение девиантности располагает историческую науку к более детальному рассмотрению повседневной жизни людей других временных эпох. Оно дает возможность объяснения причины поступков людей, живших не только в прошлом веке, но и задолго до нас.
Термин «отклонение» всегда ассоциируется с чем-либо негативным, асоциальным и даже криминальным. Но наряду с преступниками и самоубийцами в рядах девиантов могут стоять и совершенно уникальные личности, например, гении, ведь их поведение также выходит за рамки существующих норм. Норма вследствие искаженного понимания закономерностей функционирования общества может стать анормальной, а отклонение от нее в таком случае становится нормальным. Поэтому девиации имеют разные значения и последствия, как негативные, подрывающие основы общества, так и позитивные, вызывающие в нём прогрессивные изменения.
В данном исследовании будут рассматриваться негативные девиации советских граждан в межвоенное время. 1920-30-е гг. являются важным периодом в истории нашей страны, определившим ее дальнейшее развитие. Это было тяжелое и трудное время - время становления советского общества. Было создано новое государство - СССР, взявшее курс на построение социализма в отдельно взятой стране. В конце 1920-х гг. был установлен режим единоличной диктатуры с мощным политико-идеологический контролем. Все произошедшие перемены в стране неизбежно отражались на всех сторонах государственной и общественной жизни, особенно на жизни и деятельности простых граждан. Столь быстро и радикально меняющаяся действительность не могла не породить проблему самоидентификации человека, образования положения с неопределенностью его статуса, а также размытости ролей, выполняемых им. Революция, смена режима, гражданская война, нэп… не все граждане могли быстро и безболезненно приспособиться к новой реальности.
В конце XIX в. французским социологом Э. Дюркгеймом была введена категория «аномии», под которой он подразумевал отсутствие четких правил и норм поведения, когда старая иерархия ценностей рушится, а новая еще не сложилась, что порождает моральную неустойчивость отдельных индивидуумов. Социальная аномия является одним из факторов появления отклоняющегося поведения, следовательно, вся действительность новообразованного государства и порождала девиации своих граждан.
С изменением реалий, в первую очередь политических, меняется понятие «нормы» и понятие «отклонения». Общество через структуру власти создает обычаи, традиции, законы, по которым должны жить граждане. Отступление от такого предписания и считается отклонением. Стоит также отметить, что в разных обществах и культурах один и тот же поступок может восприниматься совершенно по-разному и иметь абсолютно противоположные последствия. Так, например, продажа марихуаны легальна в современной Голландии, но является серьезным преступлением во многих странах, в средневековой Испании курение табака было запрещено под страхом смертной казни, однако сейчас одна пятая часть населения страны является злостными курильщиками.
Вследствие того, что отклоняющееся поведение может быть сведено к минимуму, но не может полностью отсутствовать в общественном развитии, изучение девиаций будет, несомненно, сохранять свою актуальность и в будущем. Таким образом, изучение девиантного поведения в рамках данной проблематики дает возможность увидеть одну из сторон жизни российского общества 1920-1930-х гг.
Историография. Девиантное поведение изучается достаточно давно, но от этого данная проблематика не становится менее актуальной. В течение длительного времени в отечественной историографии многие аспекты повседневной жизни советских городов не изучались или изучались достаточно упрощенно. Практически не затрагивались теневые стороны жизни, которые не соответствовали представлениям власти о советском гражданине. Однако с конца 1980-х г. эта тема находит своих исследователей и достаточно динамично изучается в современных условиях. В СССР различные формы девиаций исследовались в русле соответствующих дисциплин: криминологии, наркологии, суицидологи. B.C. Афанасьев, А.Г. Здравомыслов, И.В. Маточкин, В.Н. Кудрявцев, Я.И. Гилинский, А.А. Габиани, Р.С. Могилевский, А.М. Яковлев и др. являются начинателями первых отечественных социологических исследований.
В работах крупнейшего исследователя в области изучения девиантного поведения Я.И. Гилинского можно найти не только досконально разобранную дореволюционную и советскую историографию вопроса и этапы становления отечественной социологии девиантного поведения и социального контроля как специальной социологической теории. Автор подробно рассматривает основные формы девиантности - преступность, наркотизм, пьянство и алкоголизм, самоубийства, проституция, сексуальные отклонения и др., активно привлекая статистические источники.
О феноменологии и профилактике девиантного поведения много пишет Т.А. Хагуров, особенно о его распространении в современном обществе, в частности, среди подростков и молодежи.
Значительный вклад в развитие данной проблематики внесли работы А.Ю. Рожкова. Ученый проанализировал жизненный мир молодежи 1920-х гг., неотъемлемой частью которого был протест и девиантное поведение. Автор не обходит стороной и наиболее острую проблему несовершеннолетних - беспризорность. Статьи А.Ю. Рожкова содержат большой социологический материал, являющийся важным источником по изучению реалий 1920-х гг.
Немалый интерес представляют собой работы С.Е. Панина. Автор обращается к таким проявлениям девиантного поведения в советских городах в 1920-е годы как хулиганство, проституция, наркомания и «пьяная» преступность. Выявляя масштабы проблемы и взаимосвязь одних проявлений отклоняющегося поведения с другими, С.Е. Панин подробно рассматривает характерные черты каждого вида девиаций, затрагивает вопросы социального контроля.
Наиболее полную картину аномалий в советском обществе в 1920-1930-х гг. дают работы Н.Б. Лебиной. Рассмотрев повседневную жизнь советского города указанного периода, автор подробно описала все теневые стороны общества 1920-30-х гг., меры борьбы власти с отклонениями в поведении своих граждан.
Проблемы, связанные с пьянством и алкоголизмом, социальным контролем алкоголизации, раскрываются в работах И.Н. Гурвича. О детских и подростковых девиациях, а также беспризорности как одной из причин их генезиса пишут Е.Г. Слуцкий, рассматривая их в исторической ретроспективе, и Е.С, Цыганова, анализируя причины детской беспризорности и безнадзорности и описывая меры по их ликвидации.
Существует немало работ, затрагивающих девиации в области семейно-брачных отношений, а также различные сексуальные отклонения. Это, в первую очередь, труды С.И. Голода, А.Г. Харчева, Т.В. Юриной и М.В. Рабжаевой. Немалый интерес представляет собой работа И.Г. Гельмана, основанная на различных анкетных данных периода 1920-х гг.
Такому социальному явлению как проституция посвещена статья И.М. Мирошниченко, где подробно разбирается историография обозначенной проблематики.
Работа И.Б. Орлова затрагивает все сферы повседневной жизни советского гражданина, детально рассматривая такие аспекты, как алкогольная политика советского государства и «пьяная культура» 1920-1930-х годов, а также семья и брак в Советской России в 1920-е гг.
И тем не менее, хотя и существует множество научных трудов, разрабатывающих вопросы, связанные с отклоняющимся поведением в советской России, в данной проблематике немало «белых пятен», особенно связанных с «запрещенным» для исследования современниками аномалий 1930-х гг.
Цель исследования - показать, какие формы девиантного поведения присутствовали в России в 1920-1930-е гг.
В связи с поставленной целью, необходимо решить ряд задач:
) рассмотреть эволюцию основных подходов к изучению социальной аномии и ее роли в появлении отклоняющегося поведения, выявить главные точки зрения на причины возникновения девиаций различными школами и направлениями социогуманитарной науки, проанализировать проблемы генезиса девиантного поведения и его место в советском обществе обозначенного периода;
) разобрать проявления девиаций у детей, подростков, и молодежи, и меры советского государства по их ликвидации;
) показать особенности отклонений в сфере семейно-брачных отношениях, характерных для общества, ограниченного обозначенными географическими и хронологическими рамками.
Объектом данного исследования является девиантное поведение как часть социальной реальности Советской России.
Предметом исследования является изучение проявлений отклоняющегося поведения в жизни советских граждан обозначенного периода.
Хронологические рамки работы охватывают 1920-1930-х гг., а именно мирное время, с окончания Гражданской войны, до начала Второй Мировой войны.
Географические рамки ограничиваются рубежами Советской России в пределах рассматриваемого временного периода.
Источниковая база. Непосредственными источниками являются Уголовный кодекс РСФСР 1922 г., Уголовный кодекс РСФСР 1926 г., а также Конституция СССР 1936 г. Законодательные акты изучаемого периода дают возможность рассмотреть отношение общества и государства к девиациям. Социальное регулирование напрямую зависит от законодательных норм общества.
Немаловажными источниками исследования также стали работы выдающихся ученых современной социально-гуманитарной науки, сделавших разработки в области изучения девиантного поведения и аномии. Это работы Э. Дюркгейма, Р. К. Мертона, Т. Парсонса, Т. Шибутани.
Методологическая база. В основе исследования лежат три принципа: историзма, системности и объективности. Использование принципа историзма предполагает углубление в психологию эпохи, рассмотрение протекания девиантных процессов на территории России. Системный подход позволяет рассмотреть отклоняющееся поведение во всей полноте, как составную часть советского общества. Принцип объективности представляет собой анализ присущих девиациям черт, качеств, свойств, характерным для СССР в 1920-1930-е гг. Для выявления специфики девиантного поведения в контексте российской среды используется историко-сравнительный метод. В работе применён междисциплинарный синтез, то есть соединение методов исторических с практиками, применяемыми в социологии и психологии. Таким образом, все использованные методы позволили рассмотреть поставленные проблемы комплексно.
Структура дипломного исследования соответствует целям и задачам работы. Исследование состоит из введения, трех глав, заключения, а также списка использованных источников и литературы.
1. Девиантное поведение и социальная аномия в общественном развитии советского государств в 1920-1930-е гг

Девиантное поведение - это совершение поступков, которые противоречат нормам социального поведения в том или ином сообществе. Девиантность подразумевает любое отклонение от принятых в обществе социальных норм, начиная с самых незначительных, например, нарушения пропускного режима в учреждении, и кончая самыми серьезными вроде убийства. Однако нужно особо отметить, что аномальное поведение вследствие мозговой патологии не является девиантным поведением.
Отклоняющимся поведением занимались специалисты в области биологии и анатомии, первыми выдвинув свои подходы к объяснению данного явления. Затем к его рассмотрению приступили ученые, забросившие биологическую основу и заострившие внимание на социологической и психологической составляющей патологии. С самого начала изучения девиантного поведения было выпущено огромное множество работ по исследованию отдельных его проявлений, таких как преступность, алкоголизм, наркомания, проституция и самоубийство. Такое количество литературы указывает на множественность теорий в каждом из подходов, а также на то, что единого мнения по поводу данного феномена в современной науки не существует до сих пор. Но именно в социологических трудах произошло становление данной проблематики в качестве самостоятельно оформившейся специальной социологической теории - социологии отклоняющегося поведения и социального контроля.
Родоначальником девиантологии стал французский социолог Эмиль Дюркгейм. Выпустив несколько классических трудов, он выработал теорию аномии как причину отклоняющегося поведения. Термин «аномия» он впервые ввел в работе «О разделении общественного труда», рассмотрев ее как условие одной из анормальных форм разделения труда. Слово «anomos» (беззаконный, стоящий вне норм, неуправляемый) в Древней Греции характеризовало отклоняющееся поведение человека или группы лиц, пагубно и разрушительно влияющее на общество. В Ветхом Завете аномия связывалась с грехом и порочностью, в Новом Завете - с беззаконием. Термин «аномия» был перенят для указания на пренебрежение божественным законом в Европе XVI-XVII вв..
По Дюркгейму, аномия свойственна для осуществляющего переход от традиционного к промышленному обществу, когда изменяются свойства и характеристики социума. «Функциональное разнообразие влечет за собой моральное…эти два явления развиваются параллельно, - коллективные чувства, значит, становятся все менее в состоянии сдерживать центробежные стремления…эти стремления увеличиваются по мере усиления разделения труда, а с другой, сами коллективные чувства в то же время ослабевают». Упадок коллективных представлений, норм, свойственных замкнутой корпорации, вызываются самим переходом к обществу промышленного типа. Это создает благоприятную среду для проявлений аномии, а, следовательно, и отклоняющегося поведения. Понятие аномии Дюркгейм расширил в работе «Самоубийство», где писал, что недостаток или отсутствие регуляции ведет к аномическому самоубийству, связанному с социальной дезорганизацией человеческой деятельности. Отсутствие организованных групп, которые бы направляли общественную жизнь, и вызывает аномию.
Значительный вклад в развитие понятия и представлений об аномии сделал Роберт Кинг Мертон, рассмотрев ее в условиях сложившегося индустриального общества. По Мертону, аномия - результат несогласованности, конфликта между разными элементами ценностно-нормативной системы общества, между культурно предписанными всеобщими целями и законными, институциональными средствами их достижения. Ученый считал, что она возможна на двух уровнях. Первый - это уровень всего общества, в котором нормативные стандарты поведения или убеждения либо серьезно ослаблены, либо отсутствуют. Второй - это уровень индивидуума, для которого состояние аномии характеризует социальную дезориентацию, тревогу, чувство изолированности от общества. Он выделил пять типов приспособления индивидуума к аномии (четыре последних являются видами девиантного поведения): конформность, инновация, ритуализм, бегство и мятеж, но оговаривается, что индивидуумы могут переходить от одного типа приспособления к другому.Ученый отметил два ключевых момента, что «установленные культурные ценности дают стимул стремиться к успеху, а классовая структура ограничивает доступные пути продвижения к этой цели главным образом девиантным поведением. Это сочетание культурного акцента и социальной структуры как раз и производит сильное принуждение к отклонению». Таким образом, Мертон акцентирует внимание на том, что навязывание индивидуумам определенного стиля поведения наталкивается на ограниченность легальных способов его поддержания. В результате инновационная модель действия может привести к прямому нарушению норм-запретов, свойственных в данный момент обществу, вести к нарастанию преступных проявлений, и индивидуум попадает в положение, когда действуют несовместимые требования доминирующей культуры.
Т. Парсонс расширил формулировку аномии и типологию аномических приспособлений Мертона. Он отмечал, что напряжение может приобретать форму как разрыва между определяемыми культурой целями и институционализированными средствами, так и другие формы, как, например, несоответствие ожиданий действующего в отношении самого себя ожиданиям других относительно него или неспособность действующего выработать определенные институционально ожидаемые привязанности. По Парсонсу, посредством феномена «идентификации», личность обретает мотивационно и когнитивно значимый набор ролей, а социальная система получает члена, который может вносить значимые вклады. «Недостаток интеграции означает, что это отношение соответствия так или иначе не установилось; в эту категорию попадают «девиантность», «отчуждение» и множество других феноменов».
Но в социально-гуманитарной науке существует также и другое направление исследований аномии, связанное с индивидуально-психологическим уровнем этого социального феномена, предметом которого является дисфункциональное отношением между индивидуумами и социальными...

Похожие материалы:

Курсовая работа: Арттерапия как средство психологической коррекции девиантного поведения подростков

Квалификационная работа: ТЕХНОЛОГИИ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ (ПО ОПЫТУ ГБУ ГОРОДСКОЙ ЦЕНТР «ДЕТИ УЛИЦ» ОТДЕЛЕНИЕ В СВАО)

Учебно-исследовательская работа студента (УИРС): Технология профилактики девиантного поведения подростков в практической деятельности (на базе МБОУ Школа №24, МБОУ Гимназия №1 г. Новосибирска)

Курсовая работа: Стратегии конфликтного поведения и коммуникативные особенности подростков девиантов

Реферат: Методика формирования культуры поведения детей дошкольного возраста