Реферат: Формирование личности студента

В условиях современного общества уделяется большое внимание деятельности государственных университетов. В связи с этим возникает и начинает обсуждаться новая система ценностей и целей высшего образования, которая основывается на идеях личностно-ориентированной педагогики. Данная система ценностей предполагает рассмотрение студента как самостоятельного субъекта профессиональной подготовки ВУЗа, способного к саморазвитию с учетом личных интересов, мотивов и способностей.

Дата добавления на сайт: 21 сентября 2024


Скачать работу 'Формирование личности студента':


Содержание
Введение
. Основы формирования личности студента
.1 Основные понятия и направления развития личности студента
.2 Противоречия студенческого возраста
.3 Студенчество, как особая социальная группа
. Профессиональное самосовершенствование студентов как фактор формирование личности
.1 Роль самосовершенствование студентов в процессе обучения
.2 Основные направления и приемы мотивации профессионального самосовершенствования студентов
Заключение
Список использованных источников
Введение
В условиях современного общества уделяется большое внимание деятельности государственных университетов. В связи с этим возникает и начинает обсуждаться новая система ценностей и целей высшего образования, которая основывается на идеях личностно-ориентированной педагогики. Данная система ценностей предполагает рассмотрение студента как самостоятельного субъекта профессиональной подготовки ВУЗа, способного к саморазвитию с учетом личных интересов, мотивов и способностей.
Результаты практической деятельности свидетельствуют о том, что формирование личностных качеств у современного студента есть результат осознанного контакта обучаемого с определенной социальной средой, по средствам которой он формирует у себя личностные качества, которые позволяют добиться успеха как в учебной, так и в профессиональной деятельности. Отсюда можно сказать, что профессиональное самосовершенствование студентов в области высшего образования рассматривается как осознанный и целенаправленный процесс развития особо значимых качеств для совершенствования уровня своей профессиональной подготовки в соответствии с условиями конкретной профессиональной деятельности и внешними социальными требованиями.
Предпосылками данного явления могут служить требования общества к личности будущего специалиста, которые зачастую завышаются по сравнению с имеющимися возможностями конкретного студента. В результате у студента появляются предпосылки к самосовершенствованию за счет внутренних противоречий, результатом которых будет является целенаправленное развитие собственной личности, для удовлетворения все растущего спросов со стороны общества в целом.
1. Основы формирования личности студента
1.1 Основные понятия и направления развития личности студента
личность студент профессиональный мотивация
Под понятием студент (от лат. students - усердно работающий) обычно подразумевают учащийся высших профессиональных учреждений. Так начиная с Древнего Рима и в средних веков под студентами подразумевали любых лиц, занимающихся процессом познания. С появлением в 12 веке университетов термин «студент» начали применять для обозначения обучающихся в них лице.
Студента, как личность можно охарактеризовать с 3 позиций:
) с психологической, как единство психологических состояний, процессов и свойств личности. Главной чертой данной позиции можно выделить психические свойства (способности, характер и темперамент), от которых зависит возникновение психических состояний, протекание психических процессов и проявление психических образований. При этом нужно не забывать, что конкретного студента, надо учитывать вместе с тем особенности каждого данного индивида, его психических процессов и состояний.
) с социальной, через которую воплощаются общественные качества и отношения, возникающие от принадлежности студента к определенной социальной группе, национальности и т.д.
) с биологической, как безусловные рефлексы, тип высшей нервной деятельности, инстинкты, телосложение, черты лица, цвет кожи, глаз, рост физическую силу и т.д. Эта сторона в основном определяется наследственностью и врожденными задатками, но может изменяться под влиянием условий жизни.
Изучение всех этих сторон способствует раскрытию качеств и возможностей студента, а также его возрастные и личностные особенности.
Кроме того именно юношеский возраст отличается наивысшей скоростью оперативной памяти и переключения внимания, решением логических задач и другие. Таким образом, студенческий возраст характеризуется достижением наивысших результатов, опирающихся на все предшествующие процессы биологического, психологического, социального развития.
Если рассматривать студента с точки зрения личности, то возрастные рамки в 18- 20 лет - это период наиболее активного развития нравственных и эстетических чувств, становления и стабилизации характера, а также овладения полным комплексом социальных ролей взрослого человека: гражданских, профессионально-трудовых и других.
С точки зрения отечественных ученых, как Ананьев Б.Г., Дмитриев А. В., Кон И.С., Лисовский В. Т.,. Есарева З. Ф и других, время обучения человека в университете совпадает со 2-ым периодом юности, который характеризуется сложностью становления личностных черт. Отличительной чертой нравственного развития в этом возрасте является усиление сознательных мотивов поведения. Заметно укрепляются все те качества, которых недоставало в полной мере в старших классах - решительность, целеустремленность, самостоятельность, настойчивость и умение владеть самим собой. Кроме того возрастает интерес к моральным проблемам (образу жизни, целям, долгу, любви, верности и др.). Одним из ключевых факторов можно выделить адаптацию студентов к процессу обучения в вузе.
Социальная адаптация студентов в университете можно подразделить на:
а) профессиональную адаптацию, как приспособление к содержанию характеру, условиям и организации учебного процесса, выработка основных навыков самостоятельности в учебной и научной работе;
б) социально-психологическую адаптацию, которая заключается через приспособление индивида к своей группе, взаимоотношения с ней и выработки собственного стиля поведения [1].
Таким образом под адаптационной способностью понимают способность человека адоптироваться к различным условиям среды (как социальным, так и физическим) без ощущения внутреннего дискомфорта и конфликта со средой.
М.В. Буланова-Топоркова выделяют следующие особые черты развития студента в процессе обучения на различных курсах [2]:
На первом курсе решаются задачи приобщения к студенческим жизни. На данном этапе поведение студентов отличается высокой степенью конформизма, при этом отсутствует дифференцированный подход к своим социальным ролям.
На втором курсе выделяют период самой напряженной учебной деятельности студентов, так как включены все формы обучения и воспитания. При этом студенты получают общую подготовку, формируются их широкие культурные запросы и потребности.
На третьем курсе начинается специализации, заключающаяся в сужении сферы разносторонних интересов личности и укрепления интереса к научной работе как отражение дальнейшего развития и углубления профессиональных интересов студентов.
На четвертом курсе происходит первое реальное знакомство с будущей специальностью за счет прохождения учебной практики. Поведения студентов на данном этапе характеризуется активным поиском более рациональных путей и форм специальной подготовки, происходит переоценка студентами многих ценностей жизни и культуры.
На пятом курсе появляется перспектива скорого окончания университета - формирует четкие практические установки на будущий род деятельности. Проявляются новые ценности, связанные с материальным и семейным положением, местом работы и т.п. Студенты постепенно отходят от коллективных форм жизни университета.
Развитие личности студента как будущего специалиста с высшим образованием идет по следующим направлениям:
• закрепляются идейная убежденность, профессиональная направленность, развиваются необходимые способности;
• повышается чувство долга и ответственности за успех профессиональной деятельности студента;
• возрастают притязания личности студента в области своей будущей профессии;
• за счет формирования нужных качеств растут общая зрелость и устойчивость личности студента;
• повышается удельный вес самовоспитания студента в формировании качеств, необходимых ему как будущему специалисту;
• укрепляется профессиональная самостоятельность и готовность к будущей практической работе.
Под психологическим развитием личности студента понимают диалектический процесс возникновения и разрешения противоречий перехода от внешнего во внутреннее и активной работы над собой.
Развитие личности студента с точки зрения Ананьева Б.Г. понимается, как возрастающая интеграция подструктур и их усложняющийся синтез. С другой стороны, происходит параллельный процесс дифференциации психических функций (развитие, усложнение, "разветвление" психических процессов, состояний, свойств).
.2 Противоречия студенческого возраста
Отечественным психологом Самариным Ю.А. были выделены следующие противоречия студенческого возраста:
Социально-психологическое противоречия, которые балансируют между расцветом интеллектуальных и физических сил студента и жестоким лимитом времени и возможностей для удовлетворения все возрастающих потребностей.
Между стремлением к самостоятельности в отборе знаний и довольно жесткими формами и методами подготовки специалиста определенного профиля. Это противоречие дидактического характера, которое может привести к неудовлетворенности студентов и преподавателей результатами учебного процесса.
Огромное количество информации, поступающее через различные каналы, расширяет знания студентов и вместе с тем обилие этой информации при отсутствии достаточного времени, а подчас и желания на ее мысленную переработку может вести к известной поверхности в знаниях и мышления и требует специальной работы преподавателей по углублению как знаний, так и умений и интересов студентов в целом.
Для наиболее полной характеристики студенческого возраста необходимо учитывать и некоторые наиболее полные общие социально-психологические особенности, присущие молодежи. И.И.Мечников выделяет две основные отличительные черты юношеского возраста.
)В юности при нормальных условиях жизни инстинкт самосохранения не достаточно обнаруживается. Поэтому юноши часто рискуют из-за пустяков, не заботясь о последствиях своих поступков. Часто в основе этих поступков лежат возвышенные мотивы, но не менее часто юноши растрачивают себя на поступки, достойные всякого осуждения.
)Юности свойственна некоторая природная дисгармония. Так, желания и стремления развиваются ранее, чем воля и сила характера, и в таких условиях юноша не всегда способен подавить некоторые чрезмерные и лишние устремления и желания. И в этом плане он схож с ребенком, который стремится взять все, что видит перед собой. Юноши формируют свои требования от жизни рано, когда еще не способны судить о реальном соотношении явлений жизни, они не понимают, что силы их далеко не достаточны для осуществления их стремлений, так как воля есть одна из наиболее поздно развивающихся способностей человека». Поэтому некоторые молодые люди чувствуют себя несчастными от бессилия удовлетворить свои желания. Отсюда нередко возникает скептицизм.
По мнению большинства отечественных ученых формирование социальной зрелости - это многомерный процесс постепенного включения студентов в социальную жизнь: завершение образования, приобретение стабильной профессии, возможности выполнять организаторские и руководящие функции, трудовая активность, наличие политических прав, исполнение воинской обязанности, ответственность перед законом, возможность заключать брак и воспитывать детей и другие [2-7].
Завершающим этапом является процесс становления личности, в ходе которого студент, усваивая социальный опыт, приобретает соответствующие социальные качества и подготавливается к вступлению в общественную жизнь в качестве ее активной силы. Достижение социальной зрелости личности есть показатель ее способности выполнять в обществе необходимые социальные функции. Социальная зрелость - это главная стадия человеческой жизни, включающая в себя период наиболее активной трудовой и общественно-политической деятельности, а также стадия максимального проявления творческой активности личности.
1.3 Студенчество, как особая социальная группа
По мнению большинства отечественных и зарубежных источников любая личность не может форсироваться вне социальной среды. Отсюда становится актуальным рассмотрения личности студента через студенчество, как особую социальную ячейку общества.
В настоящее время в литературных источниках еще нет достаточно полного определения понятия «студенчество», как нет и единого мнения по поводу вопроса о характере и специфике труда студенчества.
Понятие «студенчество» по мнению ростовских социологов Бориса Рубина и Юрия Колесникова в их произведении «Студент глазами социолога», заключается в представлении студенчества, как мобильной социальной группы, целью существования которой является организованная подготовка к выполнению высоких профессиональных и социальных ролей в материальном и духовном производстве. Здесь студенчество следует рассматривать как определенную социальную группу в системе вуза, которая имеет свою цель, свои специфические особенности и которая готовится к выполнению социальных ролей и функций интеллигенции. Студенчество, по мнению социологов с точки зрения социальной группы действует в системе высшего профессионального образования и выступает в качестве объекта производства, предметом которого является не вещь, а сам человек - личность. Поэтому главной формой производства является обучающе-образовательная деятельность.
С точки зрения Семашко А.Н. рассмотрение студенчества лишь как состояние к подготовке и занятию статуса интеллигенции являеться несовсем правильным. Он считает, что студенчество всегда обладает всеми необходимыми характеристиками, достаточными для отнесения его к особой социальной группе, тат как оно отвечает всем установившимся признакам», такими как объективность существования, определенная целостность и самостоятельность по отношению к другим социальным группам, выполнение в обществе определенных функций, однозначная детерминированность поведения членов групп, специфические социально-психологические черты и системы ценностей.
В противовес авторам книги «Студент глазами социолога» Семашко, выделяя студенчество как особую социальную группу, отмечает внутренние различия, вызванные источниками формирования студенчества. С другой стороны, студенчество не было бы социальной группой, если бы не «множественность» происхождения не сглаживалось определенным образом единой социально-функциональной его природой и единством других признаков.
По мнению Власенко А.С. и Ищенко Т.В..Власенко В.С. термин студенчество можно трактовать как особую социальную группу, формирующуюся из различных социальных образований общества и характеризующуюся особыми условиями жизни, труда и быта, особым общественным поведением и психологией, для которой приобретение знаний и подготовка себя для будущей работы, в науке, культуре является главным и в большинстве случаев единственным занятием» [4].
Кроме того Ищенко Т.В. акцентирует особое внимание на том, что студенчество является составной частью такой общественной группы, как молодежь. Отличительными её чертами как общественной группы являются: характер труда студентов, заключающийся в систематическом накоплении, усвоении, в овладении научными знаниями, и его основные социальные роли, определенные положением студенчества как резерва интеллигенции и его принадлежностью к молодому поколению - молодежи» [5].
Таким образом, студенчество выполняет особую роль в системе общественного разделения труда, которая заключается в подготовке к выполнению функций интеллигенции. Кроме того студенчество частично участвует в опосредованном производительном и непроизводительном труде в форме учебы, роль которой в обществе возрастает.
Студенчество, как социальная группа является объединением молодых людей с определенными социально значимыми устремлениями и задачами. Вместе с тем студенчество, представляя собой специфическую группу учащейся молодежи, обладает присущими только ей особенностями.
Студенчество - это довольно мобильная социальная группа, его состав ежегодно меняется.
К числу специфических особенностей студенчества можно отнести еще несколько типичных черт. Это прежде всего социальный престиж. Студенчество является наиболее подготовленной, образованной частью молодежи, что, несомненно, выдвигает его в число одних из самых передовых групп молодежи. Это в свою очередь предопределяет формирование специфических черт психологии студенческого возраста.
Стремясь завершить обучение в вузе большинство студентов осознают, что вуз является одним из средств социального продвижения молодежи, а это служит объективной предпосылкой, формирующей психологию социального продвижения.
2. Профессиональное самосовершенствование студентов как фактор формирование личности
2.1 Роль самосовершенствование студентов в процессе обучения
Потребность студентов обучающихся в высших профессиональных заведениях в самосовершенствовании с целью формировании личности находит свой отпечаток в образе «Я - идеальное профессиональное» и становится мотивом в работе над собой. Исходя из того, что источник профессионального самосовершенствования студентов находится в социальном окружении, то движущие силы этого процесса следует искать внутри личности. Человек как личность всегда сам самостоятельно прокладывает свой уникальный, индивидуальный путь, определяет смысл своей жизни и её траекторию.
Исходя из этого можно предположить, что современное высшее образование приобретает смысл и значение через призму самоценности жизни, взятой вне всякой связи с утилитарно понимаемой пользой с связано непосредственно со становлением личности, и в этом его высшая ценность.
При такой организации учебного процесса мастерство преподавателя университета заключается в том, чтобы общественно значимое преобразовать в личностно значимое; в целенаправленном побуждении будущих специалистов к активной работе над собой, в выработке у них соответствующих мотивационных установок на самовоспитание и самообразование, в создании для этого соответствующих условий [1].
Руководство процессом самосовершенствования студентов считается более эффективным, если рассматривать его как сложную функциональную систему, имеющую свою логику развития и относительно самостоятельные этапы протекания. Структурно процесс самосовершенствования состоит из четырех основных логических взаимосвязанных этапов:
выработка и программы планирование самосовершенствования;.
непосредственная практическая деятельность по реализации поставленных задач в работе над собой.
самоконтроль и самокоррекция этой деятельности;
самосознание и принятие решения на самосовершенствование;
Самопознание студента представляет собой сложный процесс определения человеком своих способностей и возможностей, уровня развития требуемых качеств личности.
Самопознание в большинстве случаем осуществляется...

Похожие материалы:

Курсовая работа: Формирование нравственных качеств личности дошкольников в общении со сверстниками

Курсовая работа: Влияние факторов дифференциальной социализации на формирование гендерной идентичности личности

Реферат: Воспитание и формирование личности

Реферат: Формирование творческой активности личности

Курсовая работа: Влияние семьи на формирование личности ребенка