Курсовая работа: Типы родительских отношений

Одним из важнейших факторов, формирующих гармонически развитую личность ребенка, являются воспитательные позиции родителей, определяющие общий стиль воспитания.
Воспитание в широком смысле этого слова - это не только умышленное воздействие на ребенка в моменты, когда родители его поучают, делают замечания, поощряют, бранят или наказывают. Часто значительно больше действует на ребенка пример родителей, хотя те свое влияние могут и не осознавать.

Дата добавления на сайт: 20 сентября 2024


Скачать работу 'Типы родительских отношений':


Оглавление
Введение
1. Определение родительского отношения к ребенку
2. Классификация типов родительского отношения
Заключение
Список литературы
Введение
Одним из важнейших факторов, формирующих гармонически развитую личность ребенка, являются воспитательные позиции родителей, определяющие общий стиль воспитания.
Воспитание в широком смысле этого слова - это не только умышленное воздействие на ребенка в моменты, когда родители его поучают, делают замечания, поощряют, бранят или наказывают. Часто значительно больше действует на ребенка пример родителей, хотя те свое влияние могут и не осознавать.
Воспитательное воздействие семьи заключается не только в ряде целенаправленных воспитательных моментов, оно состоит в чем-то более существенном. В памяти ребенка, когда он повзрослеет, останется какая-то особая атмосфера родного дома, связанная со многими ежедневными незначительными событиями, или страх, который он переживал в связи со многими, непонятными для него ситуациями. Именно такая спокойная и радостная или напряженная, полная опасения и страха атмосфера больше всего действует на ребенка, на его рост и становление, накладывает глубокий отпечаток на все его последующее развитие.
Современные родители должны обладать важнейшей способностью к рефлексии на индивидуальные и возрастные особенности ребенка, готовностью к сознательному поиску наиболее эффективного стиля его индивидуального воспитания. Именно в наше время так много возможностей обучаться и продвинуться в выработке собственного неповторимого стиля, культуры семейного воспитания.
Цель работы - изучить понятия и типы родительского отношения.
Задачи работы:
.Определение родительского отношения к ребенку.
.Изучение классификаций типов родительского отношения.
1.Определение родительского отношения к ребенку
Родительское отношение - это «система, или совокупность, родительского, эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителем и способов поведения с ним» [9, с. 704].
Отношение в психологии - это субъективная сторона отражения действительности, результат взаимодействия человека со средой. В социальных общностях, в том числе и в семье, у составляющих их людей представлены не отношения, а взаимоотношения.
Взаимоотношение - это взаимная позиция одной личности к другой, при этом отношения и взаимоотношения - это стороны общения. И если в отношении может не быть обратного сигнала, то при взаимоотношении постоянно будет осуществляться обратная связь.
Семья является важнейшей ценностью в жизни многих людей, живущих в современном обществе. Каждый человек, помимо социального статуса, этнической принадлежности, имущественного и материального положения, с момента рождения и до конца жизни обладает такой характеристикой, как семейно-брачное состояние.
Семья - это социальная группа, в которой есть субъект (родитель), с определенными характеристиками и объект влияния (ребенок). Между родителем и ребенком складываются взаимоотношения, взаимовлияния, взаимодействия. Ребенок считает семью средой, в которой формируются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития. Родители являются первой социальной средой развития ребенка. Они обеспечивают удовлетворение почти всех его потребностей, в том числе в любви и привязанности, в безопасности и защите. Стиль семейного воспитания является некой реализацией личности, своеобразной характеристикой личности родителя.
Понятийный аппарат детско-родительских отношений достаточно широк и многозначен [9, с. 705]: родительские установки и соответствующие им типы поведения; родительские позиции; типы родительского отношения; типы отношений «мать - ребенок»; типы позитивного и ложного родительского авторитета; типы (стили) воспитания детей; черты патогенных типов воспитания; параметры воспитательного процесса; семейные роли ребенка; стили общения, предлагаемые взрослыми в семье и школе.
Понятие «родительское отношение» имеет в основе своей общий характер и указывает на взаимную связь и зависимость между родителем и ребенком. Родительское отношение включает в себя субъективно-оценочное, сознательно-избирательное представление о ребенке, определяющее черты родительского восприятия, способ общения с ребенком, характер приемов воздействия на него. Обычно исследователи выделяют в структуре родительского отношения эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты.
Понятия родительская позиция и родительская установка используются как синонимы родительского отношения, но отличаются степенью осознанности. Родительская позиция в основном связана с сознательно принятыми, выработанными взглядами, намерениями; установка - менее однозначна.
2.Классификация типов родительского отношения
Выделяют следующие основные типы родительского отношения к ребенку:
Автократический - когда все решения, касающиеся детей, принимают исключительно родители.
Авторитетный, но демократический - решения принимаются родителями совместно с детьми.
Либеральный - когда при принятии решения последнее слово остается за ребенком.
Хаотический - управление осуществляется непоследовательно: иногда авторитарно, иногда демократически, иногда либерально.
Основой семейного микроклимата, по мнению исследователя вопросов воспитания А.С. Макаренко [4], являются межличностные отношения, которые и определяют его климат. Именно по отношению родителей к своему ребенку можно предположить, каким он станет в будущем. По мнению А.Я. Варга «родительские отношения» - это система разнообразных чувств к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимание характера и личности ребенка, его поступков [1, с. 22].
Проблемой влияния родительского отношения к ребенку занимались такие исследователи как А.В. Петровский, А.И. Захаров и др. С. Соловейчик считает, что отношения родителей к ребенку отличаются высокой психологической напряженностью и многообразны в своих проявлениях. Наиболее частыми такими отношениями являются: внимательное, боязливое, тщеславное, сердитое, раздражительное, приспособляющееся, общительное, сенсационное, настойчивое, постоянное, уверенное, обнадеживающее [8, с. 115].
П.Ф. Лесгафт выделил 6 позиций родителей по отношению к детям [3, с. 80]:
. Родители не обращают внимания на детей, унижают, игнорируют их. В таких семьях дети часто вырастают лицемерными, лживыми, у них часто наблюдается невысокий интеллект или задержка умственного развития.
. Родители постоянно восхищаются своими детьми, считают их образцом совершенства. Дети чаще всего вырастают эгоистичными, поверхностными, самоуверенными.
. Гармоничные отношения, построенные на любви и уважении. Дети отличаются добросердечием и глубиной мышления, стремлением к знаниям.
. Родители постоянно недовольны ребенком, критикуют и порицают его. Ребенок растет раздражительным, эмоционально неустойчивым.
. Родители чрезмерно балуют ребенка. Дети растут ленивыми, социально незрелыми.
. Родители, на позицию которых оказывают влияние финансовые трудности. Их дети растут с пессимистическим отношением к миру. Если не влияют, дети спокойны и искренни.
Изучив выделенные М.Г. Ярошевским, А.В. Петровским и др. типы семейных отношений, можно обозначить следующие типы [5, с. 314]:
Диктат - систематическое подавление инициативы другого.
Опека - отношения, при которых родители обеспечивают своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка.
Невмешательство - предполагает сосуществование двух миров: «взрослые» и «дети».
Сотрудничество - предполагает опосредованность межличностных отношений.
Паритет - ровные, союзнические отношения, основанные на взаимной выгоде всех членов союза.
В литературе по семейной психологии описаны различные варианты родительских позиций, установок, родительского (чаще материнского) отношения. Среди них мы выделим следующие:
Симбиоз (чрезмерная эмоциональная близость), авторитарность, эмоциональное отвержение («маленький неудачник») [1, с. 56].
Поддержка, разрешение; приспособление к потребностям ребенка; формальное чувство долга при отсутствии подлинного интереса к ребенку; непоследовательное поведение [2, с. 97].
Сотрудничество, изоляция, соперничество, псевдосотрудничество.
Авторитет любви, доброты, уважения. Авторитет подавления, расстояния, педантизма, резонерства, подкупа [4].
Позиции-шаблоны, калечащие семейные, в том числе и детско-родительские отношения: заискивающий «миротворец»; «обвинитель»; расчетливый «компьютер»; сбитый с толку, «отвлекающийся».
Позитивная модель поведения - гибкая, или уравновешенная, где различные приемы используются не автоматически, а сознательно, с учетом последствий своих действий [7, с. 120].
Л.Г. Саготовская выделяет шесть типов отношений родителей к детям [6, с. 64]:
1.Пристрастное отношение к детям, уверенность, что дети - главное в жизни.
.Эгоистическое отношение, когда родители считают ребенка основной рабочей силой семьи.
.Отношение к ребенку как к помехе в карьере и личных делах.
.Безразличное отношение к ребенку, к его запросам, интересам.
.Отношение к ребенку как объекту воспитания без учета особенностей его личности.
.Уважение к ребенку в сочетании с возложением на него определенных обязанностей.
В.В. Юстицкис и Э.Г. Эйдемиллер выделяют другие типы семейного воспитания [10, с. 409].
Потворствующая гиперпротекция - ребенок в центре внимания семьи, и семья стремится к максимальному удовлетворению его потребностей
Доминирующая гиперпротекция - ребенок в центре внимания родителей, которые мешают его самостоятельности, ставя многочисленные ограничения и запреты.
Жестокое обращение складывается из большого количества требований и запретов, предъявляемых ребенку, и применения жестоких санкций за их невыполнение.
Эмоциональное отвержение - в крайнем варианте это воспитание по типу «Золушки».
Повышенная моральная ответственность образуется сочетанием их моральных требований к ребенку с пониженным вниманием к нему родителей.
Безнадзорность - ребенок предоставлен самому себе, родители не интересуются им и не контролируют его.
Итак, мы рассмотрели основные классификации типов родительского отношения к ребенку.
родительский ребенок воспитание автократический
Заключение
В данной работе были изучены понятия и типы родительского отношения.
Под родительским отношением принято понимать систему, или совокупность, родительского, эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителем и способов поведения с ним.
Понятие родительское отношение имеет наиболее общий характер и указывает на взаимную связь и взаимозависимость родителя и ребенка.
Существуют различные классификации типов родительского отношения. Мы рассмотрели подходы таких ученых как А.С. Макаренко, А.Я. Варга, В.Н. Дружинин, П.Ф. Лесгафт, А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский, Л.Г. Саготовская, В. Сатир, С. Соловейчик, Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис.
Родители, осознавая свое отношение к детям, должны понимать, что они играют исключительную роль в жизни ребенка, и на них ложится основная ответственность за его развитие. В большой мере особенности социального развития ребенка определяет первый и важнейший социально-педагогический институт - семья. Воспитание ребенка складывается через систему отношений ребенка с близкими, особенности общения, способы и формы совместной деятельности, семейные ценности и ориентиры. Правильное воспитание детей в семье полностью зависит от родителей. Большое значение имеет и единство требований, предъявляемых взрослыми к ребенку. На характер взаимоотношений детей с родителями в семье оказывает стиль воспитания и семейные традиции.
Список литературы
1.Варга А.Я. О двух подходах к изучению родительского поведения / А.Я. Варга // Психолого-педагогические проблемы деятельности и общения школьников. - М. : Просвещение, 1985. - 180 с.
2.Дружинин В.Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин. - СПб. : Питер, 2005. - 176 с.
.Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребёнка и его значение / П. Ф. Лесгафт; послесл. Е.С. Буха. - М. : Педагогика, 1991. - 174 с.
.Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей / А.С. Макаренко
.Петровский А.В. Психология / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. - М.: Академия, 2002. - 512 с.
.Саготовская Л.Г. Воспитание личности в условиях семейного коллектива / Л.Г. Сагатовская. - Томск, 1971. - 208 с.
.Сатир В. Как строить себя и свою семью / В. Сатир. - М.: Педагогика-пресс, 1992. - 190 с.
.Соловейчик С. Педагогика для всех / С. Соловейчик. - М.: Первое сентября, 2000. - 496 с.
.Фомина Л.К. Понятие и типы детско-родительских отношений / Л.К. Фомина // Молодой ученый. - 2014. - №2. - С. 704-707.
.Эйдемиллер Э.Г. Психология и психотерапия семьи / Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. - 3-е изд. - СПб. : Питер, 2002. - 656 с.

Похожие материалы:

Курсовая работа: Нарушение детско-родительских отношений как основа формирования наркозависимости

Реферат: ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ ПОСЛЕ РАЗВОДА

Курсовая работа: Влияние детско-родительских отношений на психологическое развитие детей среднего дошкольного возраста

Курсовая работа: Эмпирическое исследование детско-родительских отношений в семьях с детьми с ОВЗ

Дипломная работа: Влияние родительских отношений на развитие и преодоление тревожности у детей старшего дошкольного возраста

Комментарии:

Вы не можете оставлять комментарии. Пожалуйста, зарегистрируйтесь.